Юриспруденция » Брачный договор в международном частном праве » Брачный договор: создание единых норм права

Брачный договор: создание единых норм права

Страница 1

Национальное законодательство ряда государств, среди которых Азербайджанская Республика, Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина, содержит коллизионное регулирование брачного договора.

Во всех вышеперечисленных странах к брачному договору допускается применение автономии воли сторон:

1. В Азербайджанской Республике (ст.151.2 СК), Республике Армения (ч.2 ст.146 СК), Кыргызской Республике (ч.2 ст.168 СК), Российской Федерации (ч.2 ст.161 СК) и Республике Таджикистан (ч.2 ст.172 СК) супруги могут выбрать применимое право к брачному договору, если они не имеют общего гражданства или общего места жительства.

2. Согласно ч.3 ст.157 СК Республики Молдова супруги по обоюдному согласию могут избрать к брачному договору право государства гражданства одного из супругов.

3. В соответствии со ст.59 Закона Украины супруги могут по соглашению между собой выбрать для брачного договора личный закон одного из супругов или право государства, в котором один из них имеет обычное место пребывания, или, относительно недвижимого имущества, право государства, в котором это имущество находится.

Если супруги не выбрали право к брачному договору, применяется:

1. Право государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства - право государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства (ст.151.1 СК Азербайджанской Республики, ч.1 ст.146 СК Республики Армения, ч.1 ст.168 СК Кыргызской Республики, ч.1 ст.157 Республики Молдова, ч.1 ст.161 СК Российской Федерации, ч.1 ст.172 СК Республики Таджикистан).

2. Общий личный закон супругов, а в случае его отсутствия - право государства, в котором супруги имели последнее общее местожительство, при условии, что хотя бы один из супругов все еще имеет местожительство в этом государстве, а в случае отсутствия такового - право, с которым оба супруга имеют более тесную связь иным образом (ст.59 Закона Украины).

Можно сделать вывод о том, что национальное право большинства государств - участников СНГ, во-первых, имеет специальное коллизионное регулирование брачного договора, во-вторых, допускает ограниченную автономию воли сторон при выборе применимого права к брачному договору, в-третьих, в качестве основных формул прикрепления закрепляет иерархически выстроенный ряд коллизионных привязок.

На наш взгляд, в Конвенции право на заключение брачного договора должно быть предоставлено не только супругам, но и лицам, вступающим в брак, так как национальное законодательство стран СНГ допускает заключение брачного договора до заключения брака (ст.38.1 СК Азербайджанской Республики, ст.27 СК Республики Армения, ч.3 ст.13 КоБС Республики Беларусь, ст.38 ЗоБС Республики Казахстан, ч.1 ст.44 СК Кыргызской Республики, ст.27 СК Республики Молдова, ст.40 СК Российской Федерации, ст.40 СК Республики Таджикистан, ст.29 СК Республики Узбекистан, ч.1 ст.92 СК Украины).

Выбор к брачному договору применимого права лицами, не связанными брачными узами, не будет противоречить правовой природе такого договора, поскольку он вступает в силу со дня регистрации заключения брака.

Представляется, в Конвенции следует предоставить сторонам брачного договора право самостоятельно избирать в качестве применимого права их общий личный закон, право государства общего места жительства или в отношении недвижимого имущества - право места нахождения этого имущества. В доктрине высказывается мнение о целесообразности ограничения выбора права к рассматриваемым отношениям только законодательством тех стран, с которыми у лиц, заключающих брачный договор, имеется реальная правовая связь. Искусственность сделанного выбора может затруднить признание брачного договора за границей. Наличие связи вступающих в брак лиц или супругов с правом определенного государства позволит также избежать злоупотребления выбора права государства, в котором закреплены более благоприятные условия в отношении прав и обязанностей по брачному договору, но с которым стороны брачного договора не имеют связи.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её построения
Согласно общепринятому определению под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательст ...

Следы горения
Следы горения подразделяют на две группы: - непосредственно в очаге пожара; - указывающие на направление развития пожара; Поражения и следы горения на участке очага пожара могут быть: в очаге пожара, над очагом, в виде очагового конуса. Следы горения указанных групп формируются под влиянием условий ...

Опека и попечительство. Патронаж
Статья 31 ГК РФ определяет основы установления опеки и попечительства. Данная статья не содержит определения понятий «опека» и «попечительство». В соответствии со ст. 2 Закона об опеке (Далее по тексту Закон) опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несове ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru