Государство » Теория государства и права » Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология

Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология

Страница 1

Государственной Думой России в постановлении от 11 ноября 1996г. «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта. «Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм».

Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой.

Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В собственно юридическом смысле закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная, по сравнению с обычными законами, процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента.

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что в федеративном государстве различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В частности, в России имеются конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, а также обыкновенные законы субъектов Федерации.

Всем законам присущи особые свойства, определяющие их юридическую силу и обеспечивающие верховенство в системе нормативно-правовых актов:

1. Законы принимаются парламентом — высшим представительным и законодательным органом или путем народного голосования (референдума).

2. Законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере политики, экономики, культуры. Например, законами устанавливаются система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их организации и деятельности.

3. Законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение.

4. Законы отличаются четкой структурированностью нормативного материала.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Изъятие и передача взыскателю определенных предметов по исполнительным листам
При отказе должника добровольно исполнить исполнительный документ и передать взыскателю предметы, указанные в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель совершает все необходимые для исполнения исполнительного документа действия. С этой целью судебный пристав-исполнитель вправе входить ...

Особенности органов исполнительной власти в Курской области
В области устанавливается единая система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Курской области – Администрацией Курской области. Структура исполнительных органов государственной власти Курской области определяется Губернатором Курской области ...

Предпосылки права на обращение за судебной защитой
Возникновение права на доступ к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, прежде всего, обусловлено наличием или отсутствием определенных юридических фактов, которые в науке получили название предпосылок права на обращение за судебной защитой. Именно эти юридические факты выст ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru