Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними.
В действующем законодательстве термин «судебная власть» применяется, но чёткого понятия не даётся (понятие судебной власти сформировано в научных исследованиях). Различные авторы дают свои трактовки судебной власти. Так ведущие юристы конца 90-х годов, 2000-го в основном придерживаются следующего мнения «Понятие «судебная власть» впервые употреблено в действующей российской Конституции. Глава IX Конституции 1978 г. «Правосудие и прокурорский надзор», в связи с внесенными в нее в 1989-1993 гг. изменениями, закрепляла основы судебной власти, уже отпочковавшейся от иных ветвей власти. Однако название «судебная власть» является более универсальным и более точно отображает сущность данной ветви власти в отличие от более узкого термина «правосудие». Понятием «судебная власть» охватываются и органы, осуществляющие судебную власть, и осуществляемая ими деятельность - правосудие. Конституция РФ устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судами». Можно сказать, что судебная власть представляет собой систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений в результате выполнения основной функции – правосудия. На мой взгляд, интересную формулировку судебной власти даёт наша соотечественница Ж.Ч. Коновалова: «Судебная власть – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов».
Судебная власть обладает рядом отличительных признаков (свойств) как самостоятельная и независимая (при осуществлении правосудия) часть государственного аппарата:
- судебная власть - вид государственной власти; она осуществляется специальными государственными органами - судами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.
- полнота судебной власти. Это свойство выражается в широких законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении в судебном заседании правовых конфликтов, обеспечении исполнения судебных решений, так и в применении к правонарушителям мер государственного принуждения вплоть до самых строгих, исключительных. Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.
- исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды Конституции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ»). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.
- независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо, судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе РФ». Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях.
Понятие и юридическая природа условного осуждения
Правильное определение юридической природы условного осуждения имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку помогает раскрыть сущность этого института, определить те требования, которые должны выполняться осужденным в период испытательного срока. Отсутствие четкого представления о ...
Понятие и признаки механизма государства
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессион ...
Понятие контроля в системе государственной службы
РФ
Государственный контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Контроль за расходами отдельных гражда ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.