Жизненный цикл любого юридического лица можно выразить в следующее схеме: Создание (реорганизация) - Функционирование—Ликвидация(реорганизация, банкротство).
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица. Она осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Существование большинства юридических лиц не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее, в определенных случаях они могут быть прекращены. Прекращение юридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости от них различают два вида прекращения – реорганизацию, ликвидацию.
Формирование системы правоотношений, связанных с несостоятельностью должника, включает в себя, во-первых, преобразование уже существующих правоотношений между должником и кредиторами и, во-вторых, возникновение новых (материальных и процессуальных по своему характеру) правоотношений между теми же и другими лицами.
Невозможность дальнейшего осуществления юридическим лицом своей деятельности может повлечь процедуру банкротства. Из всех коммерческих организаций дело о банкротстве не может быть возбуждено лишь в отношении казенных предприятий и учреждений, т.е. федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Это обусловлено тем, что при недостаточности у них имущества для расчетов с кредиторами государство несет субсидиарную ответственность. Также не могут быть признаны банкротами политические партии и религиозные организации в силу особенностей осуществляемой ими деятельности.
Таким образом, целесообразным, на наш взгляд, является:
- закрепить в ГК исчерпывающий перечень некоммерческих организаций;
- привести специализированное законодательство в соответствии с требованиями ГК;
- отменить фактически не действующие законы, такие как ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а также ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
- объединить ряд законов, отличающихся принципиальной предметной близостью. Например, в закон о хозяйственных обществах могут войти законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью; в закон о производственных кооперативах - законы о производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации и о потребительской кооперации (последняя, несмотря на свое название, в действительности состоит из производственных кооперативов);
- отменить ФЗ «О некоммерческих организациях», положения которого во многом текстуально воспроизводят нормы ГК, а с другой стороны в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций
На наш взгляд, содержание главы 4 ГК должно быть существенно доработано. В частности, должно содержать:
- общие нормы для всех юридических лиц в области реорганизации юридических лиц и об имущественной ответственности органов юридических лиц;
- общие положения обо всех отдельных видах юридических лиц, т.е. исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих.
Также, современным предпринимательским отношениям большой вред наносит такое явление как недружественный захват хозяйствующих субъектов. Рост криминала в предпринимательской сфере представляет реальную угрозу национальной безопасности России. В связи с этим борьба с недружественными поглощениями и корпоративным шантажом требует постоянного законодательного обновления. Это обновление должно осуществляться с учетом отечественной правоприменительной практики, а также с использованием положительного зарубежного опыта. Важнейшее значение при этом следует уделить изменению и дополнению действующего гражданского законодательства. Для совершенствования реализации и защиты прав участников юридических лиц следует изменить также уголовное и административное законодательство в данной сфере.
Протокол осмотра и освидетельствования как источник
доказательств
Протоколирование - основное, средство отражения в материалах дела фактических данных, обнаруженных при осмотре. Если в осмотре или освидетельствовании участвовал специалист (криминалист, врач и др.), целесообразно привлечь его к составлению протокола. Во вступительной части протокола должны быть о ...
Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их
характеристика
Итак, начнём с того, что дадим определение субъектам конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают данные правоотношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происх ...
Государственный контроль за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Часть 2 ст. 132 Конституции РФ гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В Законе 2003 г. № 13 ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.