Юриспруденция » Правоотношения юридических лиц » Понятие и признаки юридических лиц как участников гражданских правоотношений

Понятие и признаки юридических лиц как участников гражданских правоотношений

Страница 3

Таким образом, представляется, что у юридических лиц должен быть только один учредительный документ – устав. Наличие учредительного договора в качестве учредительного документа не вызывается практической необходимостью (ибо учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю на его создание при утверждении ими устава), а типовые и иные положения (применяемые главным образом для государственных и муниципальных учреждений) отличаются от устава не по содержанию, а лишь терминологически. Вместе с тем, уставы должны быть у всех без исключения юридических лиц, включая государственные корпорации. Они могут быть типовыми, утверждаемыми в установленном законом (ГК) порядке.

На наш взгляд, лишь для хозяйственных товариществ может быть сохранен учредительный договор, имеющий силу устава (что в большей мере соответствует особенностям статуса товарищества и его участников).

Пункт 2 ст. 52 ГК содержит требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ). Законом не запрещается включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством России, при условии, что они не противоречат ему.

Согласно ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственная некоммерческая корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.

Организационное единство предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая отвечала бы целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.

Наличие следующего признака юридического лица - имущественной обособленность - означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей (участников).

Пункт 1 ст. 48 ГК указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п. 1 ст. 48, ст. 216 ГК). Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114, 294 ГК), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст. 120, ст. 296, 298 ГК) и казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.

Помимо этого, некоторые виды образовательных, культурных, научных учреждений вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также приобретенным на них имуществом (ст. 298 ГК).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Система государственной службы
Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы РФ», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содер ...

Проведение первоначальных следственных действий
По делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ наиболее характерными следственными действиями являются: а) задержание подозреваемого; б) осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов (рецепты и т.п.); в) обыск или выемка, личный обыск, обыск тра ...

Работа с муниципальными служащими по результатам аттестации
В результате аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия дает ему одну из следующих оценок: – соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной службы; – соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной службы при условии выполнения рекомендаций аттестацио ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru