Юриспруденция » Источник семейного права » Подзаконные нормативные правовые акты как источники семейного права

Подзаконные нормативные правовые акты как источники семейного права

Страница 1

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. №851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, продолжает оставаться весьма широкой. Думается, однако, что по мере развития правовой государственности, начал конституционализма она сузится, а нормотворчеству Президента РФ придет на смену активная законодательная деятельность Федерального Собрания. Хотелось бы в это верить.

В России действует институт президентства. По Конституции РФ Президент РФ – глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина, его деятельность призвана обеспечить решение важных государственных задач, с одной стороны, и согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти – с другой. Полномочия Президента РФ, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены в федеральной Конституции (ст. 80, 83, 89). По характеру своих функций Президент РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Все это предопределяет содержание и виды актов Президента РФ и их соотношение с другими правовыми актами.

Конституция РФ 1993 г. не употребляет прилагательного «подзаконные» в сочетании со словами «нормативные правовые акты», но анализ ее статей показывает, что понятие «подзаконные» применимо по-прежнему для обозначения всех остальных, кроме собственно законов, ступеней иерархической структуры законодательства.

Указы Президента РФ по своей правовой природе относятся к числу подзаконных актов. Этот вывод вытекает из ст. 80 (ч. 2) и 90 (ч. 3) Конституции. Первая из названных статей провозглашает, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». Еще четче решен этот вопрос в ч. 3 ст. 90, где записано, что «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». Упоминание о необходимости соответствия указов Президента РФ не только Конституции, но и федеральным законам отсутствовало в ст. 8 опубликованного в апреле 1993 г. проекта Конституции. Этот пробел был восполнен в ходе доработок проекта в связи с многочисленными замечаниями.

Подзаконный характер указов Президента закрепляется также в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ устанавливается, что в случае противоречия указов Президента, в которых содержатся нормы гражданского права, «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3 ГК РФ).

С формально-юридической точки зрения акты Президента обладают такими важными признаками, как: высокое место в правовой системе – после Конституции и законов; прямое действие, общеобязательность, одинаковая юридическая сила на всей территории России; широта регулируемых общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; единоличный порядок издания, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; соответствие и непротиворечие Конституции РФ и федеральным законам; многообразие содержания ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.

Указы Президента занимают значительное место в системе источников семейного права, конкретизируют, дополняют, определяют порядок назначения и выплаты различных видов социального обеспечения, а в некоторых случаях до принятия соответствующего закона оперативно решают проблему в сфере материального обеспечения: например, выплата различных видов пособий, обеспечение жильем, транспортными средствами некоторых категорий лиц, компенсациями и др.; иногда являются первичными источниками в проведении систематизации законодательства.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты формируют правовую основу нормотворческой деятельности Правительства РФ, которая дополняется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №7-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №260, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в него в 2008 г.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Рассмотрение индивидуального трудового спора в согласительной комиссии по трудовым спорам
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом и иными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых сп ...

Определение размера компенсации морального вреда
Прежде всего, необходимо отметить, что моральные и физические страдания по своей природе носят необратимый характер и, соответственно, моральный вред подлежит не эквивалентному возмещению, а сглаживанию (компенсации) причиненных страданий. В соответствии с п.2 ст.150 ГК РФ, нематериальные блага защ ...

Основания для отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, установленного решением суда
Данный вопрос становится в настоящее время более актуальным в связи с изменениями, внесенными в Закон о регистрации прав Федеральным законом от 17.06.2010 №119-ФЗ. Ранее действовавшая редакция статьи 28 Закона о регистрации прав содержала запрет регистрирующему органу отказывать в регистрации права ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru