Юриспруденция » Правовое регулирование предотвращения загрязнения морской среды » Международно-правовое регулирование предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

Международно-правовое регулирование предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

В 50-е годы внимание привлекло не только загрязнение с судов при их эксплуатации, но и захоронение в море промышленных отходов, особенно радиоактивных, которое началось в 1946 г. В эти годы США произвели захоронение радиоактивных отходов различного типа в Тихом и Атлантическом океанах и в Мексиканском заливе. В период с 1949 г. по 1982 г. несколько западноевропейских стран (в основном Великобритания) осуществляли захоронение радиоактивных материалов в северо-западной Атлантике. Бывший СССР с 1959 г. осуществлял в Белом, Баренцевом и Карском морях (особенно в районе Новой Земли), на Дальнем Востоке захоронение твердых и жидких радиоактивных отходов. Первые сбросы были связаны с ходовыми испытаниями атомных лодок и атомохода «Ленин».

К тому времени, когда эта проблема начала принимать реальный характер, уже существовали некоторые нормы международного права, относящиеся к захоронению в море. В частности, как уже отмечалось, согласно Конвенции об открытом море 1958 г., на государстве лежит обязанность принимать меры для предупреждения загрязнения моря от сброса радиоактивных отходов с отсылкой к нормам и правилам, которые могут быть разработаны компетентными международными организациями. Однако лишь при подготовке к Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды были предприняты конкретные шаги на пути к подготовке проектов соответствующих норм о регулировании и ограничении практики захоронения в море различных отходов. В 1972 г. в Лондоне была созвана Международная конференция, которая 13 ноября 1972 г. приняла Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 г.).

Лондонская конвенция 1972 г. состоит из 22 статей, трех приложений и одного Дополнения. Согласно п. 1 (а) ст. III Лондонской конвенции 1972 г., захоронением является преднамеренный сброс в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций. Не считается захоронением удаление вредных веществ или других материалов, являющихся результатом нормальной эксплуатационной деятельности. Конвенция применяется ко всем морским пространствам (за исключением внутренних морских вод) и ко всем судам (за исключением военных кораблей и государственных некоммерческих судов). Однако государства должны обеспечить, чтобы такие суда, а также воздушные действовали в соответствии с объектом и целями Конвенции. В 1978 г. на III Консультативном совещании стран - участниц Конвенции были внесены поправки в Приложение I и Приложение II, согласно которым сжигание отходов на специальных судах - инсинераторах рассматривается в качестве специальной формы захоронения.

Основные правила содержатся в ст. IV Лондонской конвенции 1972 г., согласно которой договаривающиеся стороны должны запретить захоронения любых отходов или других материалов в каких бы то ни было форме или состоянии. В настоящее время действуют следующие правила: запрещается сброс отходов или других материалов, перечисленных в Приложении I (так называемый «черный список»); сброс отходов или других материалов, перечисленных в Приложении II («серый список»), требует предварительного специального разрешения (согласно п. 5 ст. III, - это разрешение, предоставленное на основании заявления перед сбросом); сброс всех других отходов или материалов требует предварительного общего разрешения («белый список»).

Любое разрешение (специальное или общее) должно выдаваться соответствующими властями после тщательного рассмотрения, с учетом всех критериев, предусмотренных в Приложении III. Каждое государство может запретить захоронение любых отходов или материалов независимо от того, указаны они в Приложении I или нет. Статья V Лондонской конвенции 1972 г. предусматривает исключения из общего правила, установленного ст. IV. Положения этой статьи не применяются, если захоронение необходимо для обеспечения безопасности человеческой жизни либо судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений в случае форс-мажорных обстоятельств, вызванных непогодой или в других случаях, когда создается угроза человеческой жизни, судам, самолетам и т.д., если захоронение является единственным средством предотвращения такой опасности и если ущерб, причиненный сбросом, будет меньшим, чем тот, который может произойти в другом случае. О таком захоронении сообщается ИМО. Каждая договаривающаяся сторона должна принимать на своей территории надлежащие меры с целью предотвращения и наказания за действия, противоречащие положениям Лондонской конвенции 1972 г., а также сотрудничать с другими сторонами при разработке процедур для эффективного применения этой Конвенции, особенно в открытом море, включая процедуры по направлению с судов и самолетов докладов о захоронении в нарушение Конвенции.

Другое по теме:

Правоотношения, возникающие при реорганизации и ликвидации юридических лиц
Юридическое лицо прекращает свое существование путем реорганизации или ликвидации. При реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК) его дела и имущество переходят к другому юридическому лицу в порядке общего правопреемства. Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 5 ...

Объект и объективная сторона дезертирства
Объектом дезертирства является установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации порядок пребывания на военной службе как составная часть порядка прохождения военной службы. Совершая дезертирство, субъект пытается вовсе исключить себя из сферы действия ...

Классификация государственных служащих
Согласно закону о системе государственной службы РФ, федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознагра ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru