Юриспруденция » Изменение вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы » Понятие и содержание института изменения вида исправительного учреждения

Понятие и содержание института изменения вида исправительного учреждения

Страница 2

Будучи структурным элементом уголовно-исполнительного права, указанный институт вместе с тем является по своей сущности социальным, поскольку все институты и нормы отрасли права имеют четко определенное социальное содержание и направленность, выражающуюся в решении задачи защиты общественного и государственного строя, правопорядка, прав и свобод граждан путем реализации уголовного наказания с целью исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а также искоренения преступности (ст.1 УИК РФ).

Значение изменения вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы осужденным путем перевода их в ИУ с меньшим объемом правоограничений для достижения целей уголовного наказания в виде лишения свободы, непосредственно определяется реализацией конкретных задач этого правового института. Исправление осужденных, будучи основной задачей уголовно-исполнительного законодательства, является одновременно и задачей института применения вида ИУ, которая может быть реализована лишь опосредованно. В этом проявляется существующая в уголовно-исполнительном законодательстве определенная иерархия основных и частных задач правовых институтов.

Таким образом, наряду с основной задачей - исправление осужденных - институт изменения вида ИУ в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы призван реализовать свои конкретные задачи. Одной из них является достижение объектом воспитания необходимой степени исправления, позволяющей охарактеризовать осужденного как положительно характеризующимся, то есть хорошее поведение осужденного, добросовестное отношение осужденного к труду, обучению, отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о хорошем поведении осужденного вытекает из психолого-педагогический показателей, требующих индивидуального подхода к оценке личности осужденного. При этом учитывается выполнение им возложенных на него обязанностей, соблюдение правил отбывания наказания, участие в самодеятельных организациях осужденных, бережное отношение к государственному имуществу, досрочное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. В то же время, обеспечение позитивной деятельности осужденного в ИУ способствует и достижению других частных задач института изменения вида исправительного учреждения. Во-первых, закрепление результатов исправительного воздействия, стимулирование лиц к дальнейшей полезной деятельности и, во-вторых, создание условий к успешной адаптации осужденных к условиям жизни на свободе. Указанные задачи наглядно проявляются при переводах осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, где они продолжают отбывать наказание в условиях, приближенных к жизни на свободе, под контролем администрации.

Как уже отмечалось выше, законодатель устанавливает возможность перевода осужденных в ИУ с меньшим объемом правоограничений, с обязательным отбыванием части срока наказания, в целях обеспечения достаточного объема карательно-воспитательного воздействия, необходимого для такой степени исправления, которая указана в законе в качестве основания для перевода в ИУ иного вида режима. При этом с установлением необходимого срока отбытия наказания законодатель связывает не только достижение определенной степени исправления лица, но и предупреждение с его стороны правонарушений. Требование закона об отбытии определенной части срока наказания в ИУ, необходимой для перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое с меньшим объемом правоограничений, является обязательным. В этом заключается одна из основных гарантий обеспечения частного предупреждения преступлений в местах лишения свободы.

Реализация задач института изменения вида исправительного учреждения путем перевода осужденных из одного ИУ в другое с меньшим объемом правоограничений непосредственно обеспечивается его стимулирующим характером. Необходимость стимуляции позитивной деятельности осужденных основывается на том, что при исполнении наказания в местах лишения свободы ИУ имеют дело с людьми, чьи интересы, потребности, мотивы поведения не всегда, к сожалению, совпадают с их задачами. "Логику поведения каждого отдельного человека практически невозможно запрограммировать… Для этого, однако, нужны… не только четкая организация, расстановка и взаимодействие людей, но и эффективная система стимулирования". Поэтому институт перевода осужденных в условиях значительного ограничения карательных элементов наказания имеет задачу стимулировать, побуждать лиц к позитивному поведению в исправительных учреждениях.

Не случайно социологи придают большое значение стимулированию как одной из форм воздействия на человека, "из трех форм руководящих воздействий (побуждение, принуждение и убеждение), именно побуждение, составляющее основное содержание стимулирования, - это самое эффективное средство решения … социальных задач". Посредством стимулирования, институт изменения вида исправительного учреждения побуждает осужденных в местах лишения свободы добровольно выбирать оптимальный вариант правомерного поведения, образец которого содержится в нормах этого института. Специфика стимулирующего воздействия данного института проявляется в том, что он побуждает осужденных качественно исполнять обязанности, которые на них возложены. Значение института изменения вида исправительного учреждения в этом плане особенно позитивно, если учесть, что осужденные в ИУ содержаться принудительно, в обязательном порядке, а, следовательно, надежда на добровольное выполнение ими всех требований режима становится нереальной. В связи с этим значение института перевода осужденных в ИУ с меньшим объемом правоограничений заключается не только в том, что он выступает стимулятором позитивного поведения лиц, но и в том, что этот элемент права обеспечивает качественное исполнение ими своих обязанностей. Одновременно значение института проявляется также в нейтрализации отрицательного поведения осужденных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Урок- игра. Специфика его организации и проведения в процессе преподавания правовых дисциплин
В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра – это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьни ...

Взаимосвязь института ответственности с другими институтами гражданского права
Сложность структуры института ответственности, многообразие связей между его элементами определяются гетерогенностью объединяемых им правовых норм. Это, в свою очередь, вызвано непростым характером указанного выше предмета регулирования. Нормы данного института по основаниям возникновения (наступле ...

Срок аренды
Как уже отмечалось, срок владения и пользования арендатором сданным в наем имуществом всегда признавался существенным условием договора аренды. ГК, в свою очередь предусматривает, что договор аренды заключается на срок. Определенный договором, однако допускает заключение договора и без указания в н ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru