Юриспруденция » Административно-правовые методы государственного управления » Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления

Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления

Страница 1

Под формой государственного управления понимают внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия.

Правовая форма государственного управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления; повседневное практическое руководство деятельностью предприятий, учреждений и организаций, служащих и граждан в сферах и отраслях управления на основе и во исполнение законов.

Характерные черты правовых форм государственного управления заключаются в том, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Формы управленческой деятельности в силу их направленности весьма многообразны. Выбор в конкретной ситуации тех или иных управленческих форм зависит от многих обстоятельств. На содержание принимаемого управленческого решения могут оказывать влияние следующие факторы: характер компетенции органа государственного управления (или должностного лица); уровень правовой регламентации между субъектами управления (закон, указ, постановление, ведомственный или межведомственный приказ); характер управленческих связей (прямое или оперативное управление); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); виды взаимодействия (внутренне или внешнее); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.

Все используемые органами государственного управления (должностными лицами) формы подчинены целям исполнительной и распорядительной деятельности. Поэтому они избираются соответствующими органами непроизвольно. Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, в актах, касающихся правового положения того или иного органа управления, в должностных инструкциях, регламентах).

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Среди форм управленческой деятельности выделяют правовые и неправовые.

1. Правовые формы влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Формы управленческой деятельности классифицирует следующим образом:

- по содержанию: правотворческая (выработка правовых норм - издание нормативных актов управления); правоприменительная (разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел), которая также подразделяется на регулятивную форму правоприменения и правоохранительную.

- по целенаправленности: внутренние (решение оргштатных вопросов, делопроизводство, управление внутри организационной структуры); внешние (выполнение возложенных на орган задач и функций).

- по способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Речь идет о любых внешне выраженных действиях соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий. Видами правовых форм государственного управления являются:

1. Издание нормативных актов управления.

Под актом управления понимается имеющее подзаконный характер одностороннее, юридически властное предписание, издаваемое в рамках имеющихся полномочий органом исполнительной власти или должностным лицом с обязательным соблюдением установленных процедур. Акт управления предназначен регулировать определенные общественные отношения или решать конкретное управленческое дело, а также определять персональное поведение адресата.

2. Издание не носящих нормативный характер (индивидуальных} актов управления.

3. Осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, получение лицензии (патента), регистрация в налоговой инспекции, регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.).

4. Заключение административных договоров.

Административный договор - это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного соглашения воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по соглашению
Защита подозреваемого или обвиняемого осуществляется адвокатом. Адвокат приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем (ч.1 ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса) и допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката или ордера. ...

Нормативная база
С формально-юридической точки зрения регламент представляет собой постановление палаты, принятое либо по обычной, либо по усложненной процедуре, и не подлежащее промульгированию. С содержательной точки зрения регламент определяет порядок образования, органов и назначения должностных лиц законодател ...

Поводы для возбуждения уголовных дел о взяточничестве
Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного судопроизводства, которая открывает возможности для применения мер уголовно-процессуального принуждения, направленных на раскрытие преступления и изобличение виновных. Говоря о криминалистической методике выявления, раскрытия и расследо ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru