Юриспруденция » Европейский суд по правам человека » Механизм и процедура рассмотрения жалоб на нарушение прав человека в Европейском суде по правам человека

Механизм и процедура рассмотрения жалоб на нарушение прав человека в Европейском суде по правам человека

Страница 3

К жалобе обязательно прилагаются копии любых относящихся к делу документов (судебных решений, документов из правоохранительных органов и др.), связанных с основаниями жалобы. Также, заявитель должен указать, подавал ли он аналогичную жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства или урегулирования.

Заполнение формуляра во многом отличается от подготовки судебных документов внутри РФ. При заполнении графы «описание фактов» заявитель должен кратко написать о тех событиях, которые связаны с нарушением его прав человека, соблюдая хронологический порядок повествования. Основная трудность заключается в том, что заявитель должен не комментировать эти события, а хронологически излагать.

Наиболее сложным для заполнения является раздел, посвященный описанию предполагаемых нарушений, так как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского Суда. Остальные разделы более формальны и особых трудностей не вызывают.

Секретариат Европейского Суда после получения формуляра регистрирует жалобу, которая ставится в очередь на рассмотрение дела.

Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека условно можно разделить на три стадии: предварительная стадия, рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу.

Под предварительной стадией понимается этап переписки заявителя с Секретариатом Европейского Суда вплоть до извещения заявителя о том, что его жалоба направлена Правительству РФ для предоставления его позиции по данному делу. Раньше данная стадия могла быть достаточно длительной, так как Секретариат Европейского Суда направлял заявителям письма с просьбой уточнить ту или иную позицию по жалобе. Но сейчас Секретариат отказался от этой практики, потому что она очень трудоемка. В настоящее время, заявитель после получения извещения о регистрации его жалобы получает либо решение, принятое Комитетом судей о том, что его жалоба является неприемлемой, либо уведомление о том, что его жалоба направлена Представителю РФ для представления его возражений по жалобе. Во втором случае жалоба будет рассматриваться Палатой судей.

Первая официальная стадия процесса в Европейском Суде -- стадия определения приемлемости обращения. Судья-докладчик готовит предварительное заключение по делу, затем Комитет из 3 судей решают вопрос о том, соответствует ли данная жалоба необходимым формальным критериям, установленным в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом. Заявитель уведомляется лишь о решении Комитета, но не может ознакомиться с его содержанием.

Вторая официальная стадия процесса - рассмотрение дела по существу. Именно на этом этапе Европейский Суд выносит свое решение о том, было ли нарушено какое-то из прав, перечисленных в Европейской Конвенции или нет.

Организационно Суд разделен на пять секций. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда - Комитеты, Палаты и Большую Палату, которые непосредственно рассматривают жалобы. Основным органом Европейского Суда является Палата. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата рассматривает жалобы на предмет приемлемости. Перед рассмотрением жалобы на предмет приемлемости Европейский Суд направляет жалобу заявителя Представителю РФ в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касающиеся самого предполагаемого нарушения права, а также вопросов приемлемости. Иногда на данном этапе правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовное дела в порядке надзора. Например, в деле «Никишина против РФ» гражданское дело заявительницы было направлено на новое рассмотрение, в результате которого она подписала мировое соглашение с ответчиком,. Европейский Суд установил, что данным мировым соглашением права заявительницы были восстановлены, и, таким образом, она больше не является «жертвой» предполагаемого нарушения ее прав. На этом основании жалоба была признана неприемлемой.

В соответствии с практикой Суда, заявитель лишается статуса жертвы при наличии двух обстоятельств. Во-первых, государство должно устранить или компенсировать предполагаемое нарушение прав заявителя. Во-вторых, в той или иной форме, государство должно признать сам факт нарушения прав заявителя. Например, если заявитель жалуется на то, что соответствующие государственные органы в течение длительного периода времени не исполняют судебное решение в его пользу о выплате определенных сумм денег, то для того, чтобы заявитель перестал быть жертвой, государство должно в какой-либо форме признать, что право заявителя на своевременное исполнение судебного решения (гарантированное ст.6 Конвенции) было нарушено. Далее, государство должно выплатить суммы, которое оно задолжало заявителю. Помимо этого, государство также должно предоставить определенную компенсацию за факт нарушения прав заявителя (например, моральный и материальный вред, причиненный в результате длительного неисполнения судебного решения в пользу заявителя). Только в подобном случае Суд может согласиться с тем, что заявитель больше не является «жертвой» нарушения его прав. Если же, например, государство выплачивает только задолженность заявителю, но не признает факт нарушения его прав и не предоставляет компенсации за данный факт (как это было в делах Тайкова, Соловьева, Бурдова). Суд может признать, что заявитель не лишился статуса «жертвы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru