Юриспруденция » Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов » Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов

Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов

Страница 2

6) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь;

7) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам содействие в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела;

8) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

Для решения поставленных задач оперативные подразделения должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных и других правоохранительных органов республики и иностранных государств.

Принципы осуществления ОРД закреплены в ст. 4 закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся:

¾ законность;

¾ соблюдение прав и свобод личности;

¾ конспирация;

¾ сочетание гласных и негласных методов и средств.

Рассмотрим перечисленные принципы более подробно.

Принцип законности заключается в том, что должностные лица органов, осуществляющих ОРД, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Республики Беларусь и не выходить за рамки, установленные законом.

Принцип соблюдения прав и свобод личности тесно связан с конституционными правами граждан Республики Беларусь.

Так, ст. 28 и ст. 29 Конституции Республики Беларусь гласят: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство»; «неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли». Однако ст. 23 Конституции Республики Беларусь устанавливает также, что «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Поэтому этот принцип выделен законодателем особо. Так, ст. 6 закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает: «Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению или ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд».

Принцип конспирации предполагает обеспечение секретности способов осуществления ОРД и источников получения информации. Хотя в определении ОРД указано, что этот вид деятельности осуществляется оперативными подразделениями как гласно, так и негласно, на практике чаще приходится прибегать именно к негласным (конспиративным) средствам и методам. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, тщательно скрываемым, заблаговременно подготавливаемым тайным способам совершения преступлений должна противопоставляться адекватная конспиративная методика противодействия.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.

В-третьих, конспирация позволяет обеспечить безопасность должностных лиц, осуществляющих ОРД, и привлекаемых к содействию граждан.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств

проявляется в осведомленности граждан:

¾ о целях и задачах органов, осуществляющих ОРД;

¾ принципах их работы;

¾ законных пределах их вмешательства в сферу охраняемых правом общественных отношений;

¾ проведении гласных мероприятий;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Компенсация расходов, связанная с переездом в районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним
Основанием для получения гарантий и компенсаций при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (независимо из-за пределов указанных районов или внутри них) является факт заключения трудового договора между работником и работодателем. В статье 326 Трудового кодекса, в отличие о ...

Институт воеводства в годы царствования Михаила Фёдоровича
Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали, о них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, п ...

Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика
Итак, начнём с того, что дадим определение субъектам конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают данные правоотношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происх ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru