Юриспруденция » Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов » Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов

Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов

Страница 2

6) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь;

7) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам содействие в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела;

8) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

Для решения поставленных задач оперативные подразделения должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных и других правоохранительных органов республики и иностранных государств.

Принципы осуществления ОРД закреплены в ст. 4 закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся:

¾ законность;

¾ соблюдение прав и свобод личности;

¾ конспирация;

¾ сочетание гласных и негласных методов и средств.

Рассмотрим перечисленные принципы более подробно.

Принцип законности заключается в том, что должностные лица органов, осуществляющих ОРД, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Республики Беларусь и не выходить за рамки, установленные законом.

Принцип соблюдения прав и свобод личности тесно связан с конституционными правами граждан Республики Беларусь.

Так, ст. 28 и ст. 29 Конституции Республики Беларусь гласят: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство»; «неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли». Однако ст. 23 Конституции Республики Беларусь устанавливает также, что «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Поэтому этот принцип выделен законодателем особо. Так, ст. 6 закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает: «Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению или ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд».

Принцип конспирации предполагает обеспечение секретности способов осуществления ОРД и источников получения информации. Хотя в определении ОРД указано, что этот вид деятельности осуществляется оперативными подразделениями как гласно, так и негласно, на практике чаще приходится прибегать именно к негласным (конспиративным) средствам и методам. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, тщательно скрываемым, заблаговременно подготавливаемым тайным способам совершения преступлений должна противопоставляться адекватная конспиративная методика противодействия.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.

В-третьих, конспирация позволяет обеспечить безопасность должностных лиц, осуществляющих ОРД, и привлекаемых к содействию граждан.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств

проявляется в осведомленности граждан:

¾ о целях и задачах органов, осуществляющих ОРД;

¾ принципах их работы;

¾ законных пределах их вмешательства в сферу охраняемых правом общественных отношений;

¾ проведении гласных мероприятий;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Стадии законодательного процесса
Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата. В зависимости от характера этих действий и получаемого результата одна стадия отграничивается от другой. Стадии выполняю ...

Сервитуты. Понятие и виды
Сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц. Необходимость этой категории прав была в особенности очевидна ввиду существования права частной собствен ...

Публичный сервитут
В отличие от частного публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, мес ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru