Согласно ст. 2 Конституции РБ «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Для защиты прав и свобод государство осуществляет правоохранительную деятельность. Правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.
Признаки правоохранительной деятельности:
¾ осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
¾ осуществляется в строгом соответствии законам;
¾ осуществляется в установленном законом порядке;
¾ осуществляется специально-уполномоченными органами.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.»
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь (ст. 7 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, таможенные органы являются органом государственного управления специальной компетенции (в сфере таможенного дела), то есть исполнительно-распорядительными органами. Они имеют право во исполнение решений высших органов государственной власти и управления издавать акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров через таможенную границу. Это одно из направлений их участия в административно-правовом регулировании таможенных отношений.
Согласно ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.
В этой связи содержанием правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.
Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.
Соблюдение норм права в сфере деятельности таможенных органов – это следование субъектов права, должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов – о приеме деклараций.
Использование правовой нормы в сфере деятельности таможенных органов – это осуществление субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.
В качестве примера использования правовой нормы может рассматриваться право участника ВЭД получать консультации и информацию по вопросам таможенного оформления товаров и т.п.
Исполнение правовой нормы – это действие физического, должностного или юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.
Самостоятельная работа учащихся в курсе «Право»: понятие функции, виды
Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. Такая работа выполняется по заданиям и направлена на достижение определенного результата. Специалисты выделяют два этапа самостоятельной д ...
Определение понятия вреда
Прежде чем приступить к вопросу компенсации морального вреда, необходимо определить место и суть понятия «моральный вред» в социально-юридическом смысле. Вред – это универсальное понятие, присущее различным отраслям права: гражданскому (ст. 8, 19, 155 ГК РФ), уголовному (ст. 111-115, 118 УК РФ), тр ...
Анализ практического применения базисных условий
поставки во внешнеторговом контракте согласно правилам Инкотермс-2000
Сфера действия Инкотермс-2000 ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.