Юриспруденция » Субъекты и объекты авторского права » Объекты авторского права

Объекты авторского права

Страница 3

Коротко охарактеризуем некоторые из них.

Литературные произведения охватывают группу произведений, выраженных в словесной форме, но разных по характеру. Так, в нее входят литературно-художественные произведения, научные, учебные, публицистические и иные произведения.

Литературно-художественные произведения разнообразны по жанрам. Это романы, повести, рассказы, эпиграммы и т.д. Также разнообразны произведения науки, относящиеся к различным областям знаний. В их числе: доклады и лекции научного содержания, монографии, курсы, учебники, статьи в журналах и в других изданиях и т.д.

Литературные произведения могут иметь устную, письменную, иную объективную форму, позволяющую воспринимать их третьими лицами и быть закрепленными на бумаге, пленке, грампластинке, ином материальном носителе. Устная форма выражения литературного произведения имеет место при публичном произнесении или исполнении. Как правило, устную форму выражения имеют речи, доклады, лекции, иные устные выступления. Прямого закрепления в законе этих объектов нет, но она подразумевается, поскольку закон содержит указание на устную форму выражения произведения.

Из числа охраняемых законом литературных произведений следует выделить письма, дневники, личные записи. Они тоже не упоминаются в законе, но как документы, имеющие художественное, историческое значение, должны охраняться правом.

Право на письма, дневники, заметки, записки и т.д. принадлежат их автору. Только с его согласия они могут быть опубликованы. Следовательно, эти произведения подлежат авторско-правовой охране.

Использование без разрешения автора или его родственников дневников, писем, заметок дает право этим лицам обратиться в суд с требованиями: о запрещении опубликования, об изъятии из обращения изданных материалов, о возмещении морального вреда.

Литературная запись как вид творчества возникла в связи с тем, что было необходимо производить записи рассказов «бывалых людей», т.е. людей, не имеющих опыта литературной работы. Сложность взаимоотношений обработчиков и «бывалых людей» породила вопрос: кого считать автором литературной записи - обработчика или «бывалого человека». И раньше, и теперь эти отношения законом не регулируются. В издательской практике положение литературного обработчика и «бывалого человека» выглядит так: рассказчик признается в качестве автора, а обработчик - автора литературной записи, о чем сообщается на титульном листе или в предисловии к книге.

Драматические, музыкально-драматические произведения, сценарные произведения охватывают произведения, для создания которых используются слово и звук. Хотя драматические, сценарные произведения близки к литературным, они, тем не менее, образуют самостоятельную группу объектов, охраняемых авторским правом. Назначение этих произведений - в их использовании на сцене, т.е. публичном исполнении. В сценическом действии участвуют персонажи, которые произносят диалоги или монологи. Таким образом, можно констатировать, что драматическое произведение состоит из диалогов, монологов, реплик, которые произносятся при публичном исполнении.

На основе сценарных произведений ставят фильмы, балетные спектакли, телефильмы, телепередачи и т.д. Сценарии отличаются друг от друга, т.к. они связаны с тем или иным видом ставящегося произведения. Например, сценарий для балетного представления должен содержать описание танцевальных номеров, их последовательность. Сценарий театральной постановки содержит описание мизансцен, диалогов, монологов и т.д.

Хореографические произведения и пантомима являются самостоятельными объектами авторского права. Хореографическим является такое произведение, в котором художественные образы создаются с помощью классических па, движений, их комбинаций. Для хореографического произведения, как и для других правоохраняемых объектов авторского права, важно придание им какой-либо объективной формы. Ее нельзя сводить только к описаниям постановщика-балетмейстера, изложенным письменно или иным способом. Современные технические средства расширяют возможности фиксации хореографических произведений.

Музыкальные произведения с текстом или без текста составляют самостоятельную группу правоохраняемых произведений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Теоретические аспекты действия уголовного закона во времени
По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 9 УК РФ, должен применяться тот уголовный закон, который действовал во время совершения преступления. Это означает, что, как правило, уголовный закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на преступления, совершенные до вступления данного з ...

Федеральные законы как источники семейного права
Место федерального закона в системе источников семейного права определяется Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период актив ...

Основания возникновения жилищных прав и обязанностей, объекты жилищных прав
Жилищные права и обязанности субъектов жилищных правоотношений могут возникать из следующих оснований: 1) договоров и иных сделок; 2) соответствующих актов государственных органов и органов местного самоуправления; 3) судебных постановлений; 4) приобретения в собственность жилых помещений; 5) членс ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru