Юриспруденция » Лицензирование предпринимательской деятельности

Лицензирование предпринимательской деятельности

Страница 1

В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется Федеральным Собранием РФ.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу с 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждались положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г. Поэтому Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 06.12.2007 № 334-ФЗ), согласно которому, лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Введение лицензирования нередко вызывает неприятие и осуждение. Наносимый лицензированием вред видят в том, что оно сужает воспроизводственную базу рыночных отношений, мешает развитию неограниченной конкуренции, препятствует желающим свободно проникать на рынок. Отсюда провозглашается требование к лицензированию: «Ведения обязательного порядка лицензирования надо избегать любой ценой». Причины того, что лицензируемых видов деятельности становится все больше и больше, по мнению авторов этой точки зрения, заключаются в том, чтобы получить дополнительный источник поступления финансовых средств в местный и федеральный бюджеты. Приведенные аргументы вряд ли можно считать убедительными.

Лицензирование, конечно же, является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но и является средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей.

Лицензирование отдельных видов деятельности.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с понятием лицензирования применяются следующие основные понятия.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Элементы состава административного правонарушения
Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права общественного отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель. Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом. Одним из элементов сост ...

Особенности проведения освидетельствования
Освидетельствование является разновидностью следственного осмотра. Оно заключается в осмотре живых лиц в целях установления у них на теле следов преступления, наличия особых примет или признаков физиологического состояния, особенностей анатомического строения органов, например размеров анатомически ...

Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации
Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям – тепло в домах, освещенность улиц ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru