Регулярные свободные выборы являются в настоящее время необходимым условием функционирования демократических политических систем.
Выборы – способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления.
Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретных государств.
В условиях современных демократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламент, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.
Значение выборов для утверждения демократии непосредственно зависит от общественно–политических условий каждой конкретной страны. В тех авторитарных государствах, где складывается благоприятное для нее соотношение сил, хотя бы в основном обеспечиваются принципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизации общества.
Выборы обеспечивают наиболее безболезненный для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемые с их помощью изменения власти не требуют пролития крови, человеческих жертв, разрушений и т.д. Кроме того, выборы – наиболее эффективное средство ликвидации авторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Методы вооруженной борьбы за власть (сооружение баррикад, вооруженные нападения, партизанская борьба и т.д.) в современных условиях имеют очень мало шансов на успех без поддержки силовых структур, которые обычно находятся в относительно привилегированных условиях, повышающих их лояльность к власти. Осознавая это, сегодня даже радикальная оппозиция обычно выдвигает требования свободных выборов в качестве главного лозунга борьбы за власть.
Предпочтительность выборов как мирного средства борьбы за демократию не отрицает опоры ее сторонников на силу и, прежде всего на поддержку демократически настроенных военных. Лишь в редких случаях смена авторитарных режимов обходится без актов политического насилия: попыток запретить оппозиционные партии, запугать или устранить, в том числе с помощью террора, их лидеров, разогнать неугодный парламент и т.п. От поддержки демократических сил военными очень часто зависит само согласие авторитарных правителей на проведение демократических выборов и признание их результатов.
Важное достоинство выборов как инструмента демократизации общества состоит в том, что сами по себе они выступают крупным шагом на пути демократизации: либо вообще означает утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической конституции.
Важнейшее значение выборов как инструмента перехода к демократии связано также с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободные выборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (оппозицией) свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав человека. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, унижения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремлению к демократическим переменам.
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:
Функции выборов:
1. артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения;
2. контроль за институтами власти;
3. интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;
4. легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.д;
5. расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами;
6. перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования;
7. мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;
8. политическая социализация населения, развитие его политического сознания и участия;
Стадии подготовки и принятия решений в ОВД
Вся деятельность милиции строится на основе принятия соответствующих решений. Под стадией принятия решений следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии ...
Процедура рассмотрения дел мировыми судьями
Переходя к освещению процесса непосредственного рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, следует отметить, что для такого этапа правоприменительной деятельности, как судебное разбирательство и принятие решения, также характерна определенная последовательность действий, к ...
Особенности органов исполнительной власти в Курской
области
В области устанавливается единая система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Курской области – Администрацией Курской области. Структура исполнительных органов государственной власти Курской области определяется Губернатором Курской области ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.