Основными документами внутригосударственного характера, устанавливающими рассматриваемые специальные положения, регулирующие труд российских граждан, командируемых на работу за рубеж на подобных основаниях, являются «Правила об условиях труда советских работников за границей», утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 г. № 365 с изменениями и дополнениями, включая Постановление Минтруда РФ от 20 августа 1992 г. № 12, а также Постановление Совета министров СССР об условиях направления советских специалистов на работу в международные организации за границей и их материального обеспечения 1990 г., Постановление Совета министров СССР о порядке направления советских специалистов в зарубежные фирмы для практической стажировки 1990 г.
Некоторые авторы (в частности В.П. Звеков) считают подобные документы имеющими характер публично-правового регулирования и вследствие этого не могущими быть отнесенными к международному частному праву. С этим трудно согласиться, поскольку в той мере, в какой к МЧП относятся некоторые императивные нормы отечественного права, регламентирующие отношения с участием российских граждан, предписания, содержащиеся в данных актах, должны равным образом квалифицироваться как специальные нормы - антиподы общих правил, применяемые к трудовым отношениям российских граждан в особых случаях, т.е. в случаях выполнения ими работы за рубежом, как, скажем, и нормы, действующие в других сферах (к примеру, регулирующие форму и порядок заключения внешнеторговых сделок в противовес положениям, относящимся к заключению внутренних сделок, или нормы законодательства об осуществлении в РФ иностранных инвестиций и т.п.).
Исключения из общих норм трудового законодательства РФ могут быть также связаны с условиями внешнеэкономических контрактов, упоминавшихся выше, российских организаций с иностранными заказчиками. В последних может быть обусловлен режим работы, соответствующий местным условиям, нерабочие дни могут устанавливаться согласно внутригосударственному календарю официальных праздников страны реализации объекта и соответственно выполнения работы и т.д.
Например, в соответствии с Глобальным контрактом, заключенным в 1989 г. между индийским заказчиком – Дургапурским металлургическим заводом (Индия) - и международным консорциумом, состоящим из советской (В/О «Тяжпромэкспорт»), немецких и индийских компаний, время труда и отдыха специалистов и рабочих подрядчика (консорциума) определялось согласно действующему индийскому трудовому законодательству и устанавливалось в размере восьмичасового рабочего дня с шестидневной рабочей неделей, исходя из 48 часов общей ее продолжительности. Вместе с тем контрактом устанавливался комбинированный календарь времени отдыха по официальным праздникам: с одной стороны, единый для всех тружеников, занятых на работах по исполнению контракта с индийским заказчиком, обусловленный индийскими традициями (например, 25 января - нерабочий день как День независимости Индии, 1 мая -День труда или 2 октября - День рождения Махатмы Ганди и т.д.), с другой - отдельно для каждого из иностранных контингентов специалистов – с учетом национальных праздничных дней. Так, российские работники имели возможность пользоваться официально установленными в РФ праздничными днями: 1 января (день Нового года), 8-е Марта, 7 октября (День Конституции) и т.д.
Сущность презумпции невиновности
Несмотря на кажущуюся простоту, вопрос о презумпции невиновности до настоящего времени остается предметом научной дискуссии. Среди ученых нет единого мнения даже относительно понятия презумпции невиновности, его содержания. Представляется, что это определение нельзя признать полным и правильно выра ...
Развитие идеи гражданского общества
Идея правового государства неизменно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества. Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ...
Предложения по развитию третейского разбирательства в РФ
Проблемы третейских судов по большей части вызваны недостатками законодательного регулирования или же отсутствием регулирования по конкретному вопросу. Отсутствие четкой правовой доктрины третейского разбирательства так же вызывает необходимость изменения подходов в правовом регулировании. Предлага ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.