Условием формирования гражданского общества в Республике Казахстан является реализация конституционно закрепленных прав и свобод граждан нашего государства.
Проблема формирования гражданского общества в Казахстане, по словам СТ. Бельгибаева (КИСИ), связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из "вечных" проблем социально-культурного развития человечеств. Права человека - сложное, многомерное явление. В значительной мере это связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека. Это понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека являются одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.
Впервые идея свободы и прав человека зародилась еще в V—IV вв. до н.э. в греческих полисах, в учениях таких мыслителей, как Антифонт, Аристотель, Сократ, Протагор и др. Важными вехами на пути становления прав человека были законодательные акты, принятые в различных странах: в Англии - Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Хабеас Корпус акт 1678 г., Билль о правах 1689 г.; в США - Декларация прав Вирджинии 1776 г., Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1791 г.; во Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
"Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Этот документ провозгласил, что люди рождаются свободными и равными в правах, что цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозгласила также презумпцию невиновности, свободу совести, печати, свободное выражение мнений, гарантии личных и иных прав граждан".
Идеологической основой идеи прав и свобод личности явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство должно охранять и которые оно не может ни ограничивать, ни отменять, ни игнорировать. "По мере своего развития естественно-правовая доктрина меняла оттенки, приобретала различное звучание у различных ее идеологов: Руссо, Монтескье, Локка, Гумбольдта, Гоббса и др. Однако принцип неотчуждаемости прав человека оставался неизменным".
"Права человека являются той основой, на базе которой развивались и выстраивались принципы правового государства".
Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в конституциях Австрии и ФРГ - позитивистская. Однако такие различия не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану прав человека.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), факультативные протоколы №1 и №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах внесли коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.
Хотя идея прав человека уходит в глубокую древность, ее четкая классическая формулировка связывается обычно с Декларацией Независимости Т. Джефферсона (1776 г.), где говорилось об "определенных неотчуждаемых правах, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью", а также лозунгами и документами Великой французской революции конца XVIII века.
Судебная практика как источник семейного права
Судебная практика обыкновенно определяется как «общее, продолжительное, однообразное применение известной нормы права судами данной правовой области». Так писал в свое время известный в России теоретик права Л.И. Петражицкий. По мнению известного русского юриста Г.Ф. Шершеневича, судебная практика ...
Условия правомерности обоснованного риска
Признак обоснованности непосредственно связан с условиями правомерности обоснованного риска. Первым условием правомерности обоснованного риска законодатель определил, что цель рискованной деятельности должна быть общественно полезна. Поэтому необходимо рассмотреть связь цели и интереса. В уголовном ...
Понятие трудового договора
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещён; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.