Условием формирования гражданского общества в Республике Казахстан является реализация конституционно закрепленных прав и свобод граждан нашего государства.
Проблема формирования гражданского общества в Казахстане, по словам СТ. Бельгибаева (КИСИ), связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из "вечных" проблем социально-культурного развития человечеств. Права человека - сложное, многомерное явление. В значительной мере это связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека. Это понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека являются одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.
Впервые идея свободы и прав человека зародилась еще в V—IV вв. до н.э. в греческих полисах, в учениях таких мыслителей, как Антифонт, Аристотель, Сократ, Протагор и др. Важными вехами на пути становления прав человека были законодательные акты, принятые в различных странах: в Англии - Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Хабеас Корпус акт 1678 г., Билль о правах 1689 г.; в США - Декларация прав Вирджинии 1776 г., Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1791 г.; во Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
"Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Этот документ провозгласил, что люди рождаются свободными и равными в правах, что цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозгласила также презумпцию невиновности, свободу совести, печати, свободное выражение мнений, гарантии личных и иных прав граждан".
Идеологической основой идеи прав и свобод личности явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство должно охранять и которые оно не может ни ограничивать, ни отменять, ни игнорировать. "По мере своего развития естественно-правовая доктрина меняла оттенки, приобретала различное звучание у различных ее идеологов: Руссо, Монтескье, Локка, Гумбольдта, Гоббса и др. Однако принцип неотчуждаемости прав человека оставался неизменным".
"Права человека являются той основой, на базе которой развивались и выстраивались принципы правового государства".
Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в конституциях Австрии и ФРГ - позитивистская. Однако такие различия не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану прав человека.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), факультативные протоколы №1 и №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах внесли коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.
Хотя идея прав человека уходит в глубокую древность, ее четкая классическая формулировка связывается обычно с Декларацией Независимости Т. Джефферсона (1776 г.), где говорилось об "определенных неотчуждаемых правах, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью", а также лозунгами и документами Великой французской революции конца XVIII века.
Система международного права
Система и структура межд права. Система межд права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для межд пра ...
Сущность органов исполнительной власти и их система
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось. Научные разработки проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием перемен в государственном и социальном развитии страны за последнее десятилетие подве ...
Основания расторжения договора коммерческого найма
Прекращение жилищного правоотношения, возникающего из договора найма жилого помещения, может иметь место как в следствие расторжения договора найма, так и по другим основаниям (смерть одинокого нанимателя). Поэтому понятие «прекращение договора найма» шире понятия «расторжение договора найма». Раст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.