Юриспруденция » Функции государства » Понятие и природа функций государства

Понятие и природа функций государства

Страница 2

2) на содержание функций. В частности, функция охраны правопорядка, финансовая и экономическая функции были присущи государству на всех этапах его развития. Однако для современных государств их содержание принципиально иное;

3) у современных государств принципиально иные методы, способы осуществления функций и соответственно – их результат.

Как и сущность государства, функции характеризуются двойственной природой: в зависимости от сочетания тех или иных факторов в них превалируют классовые или общесоциальные начала. В этом смысле характер функций напрямую зависит от приверженности государства классовым или общесоциальным интересам. Известны периоды истории, когда государство всецело выступало организацией политически и экономически господствующего класса (буржуазные государства второй половины XIX – начала XX в., постреволюционный период в нашей стране и др.). Современное государство призвано строить свою деятельность таким образом, чтобы подчинить классовое общесоциальному. Пренебрежение этим обстоятельством неизбежно ввергнет общество в пучину социальных и политических потрясений. При этом усиливается агрессивность государства, его приверженность силовым методам, ущемлению прав и свобод граждан, поиску внутреннего врага, подавлению им классовых противников и т.п.

Напротив, чем в большей степени выражено общесоциальное в деятельности государства, тем весомее его роль как инструмента обеспечения социального мира и согласия в обществе, гаранта утверждения правовых начал во взаимоотношениях между различными группами населения, властью и личностью. Общесоциальная направленность придает государственной власти характер легитимной, цивилизует ее, делает гуманной и демократической по своей природе.

Функции государства характеризуются устойчивостью, т.е. они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях. С изменениями в характере государственного и общественного строя функции государства также изменяются. Например, этатизация (огосударствление) общественной жизни сопровождается усилением вмешательства государства в экономическую жизнь, духовную область, сферу личной свободы и частной инициативы. Деэтатизация (разгосударствление) общественной жизни освобождает общество от “государственных пут”, сужает сферу государственной деятельности, одновременно отпадает надобность в одних функциях, а содержание других (экономической, охранительной) существенно изменяется.

На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, функция подавления определенных групп населения отличает всякое тоталитарное государство: функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; подавления “неарийцев” – фашистской Германии; борьбы с “цветным” населением – рассистской ЮАР во время режима апартеида. Социальная природа Советского государства диктовала необходимость осуществления функции охраны социалистической собственности (известно, что И.В. Сталин считал эту функцию главной для всякого социалистического государства). Кроме того, тоталитарное государство отличается развитой идеологической деятельностью.

Особенность функций заключается и в том, что в их осуществление так или иначе вовлечены все органы государства. Тем самым они отличаются от специфических функций органов государства. Очевидно, что социальная деятельность государства не исчерпывается той деятельностью, которую осуществляет отдельное ведомство – Министерство социального обеспечения. Социальная функция реализуется множеством других государственных структур, осуществлением финансово-бюджетной политики и др.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Взаимосвязь института ответственности с другими институтами гражданского права
Сложность структуры института ответственности, многообразие связей между его элементами определяются гетерогенностью объединяемых им правовых норм. Это, в свою очередь, вызвано непростым характером указанного выше предмета регулирования. Нормы данного института по основаниям возникновения (наступле ...

Задачи, функции и полномочия Главного управления материальных ресурсов Челябинской области
Главное управление материальных ресурсов Челябинской области создано (ГУМР Челябинской области) в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области в 2000 году в целях экономного, рационального использования бюджетных средств, направляемых на закупки продукции для государственных нужд Ч ...

Стороны как участники гражданского процесса
Статья 34 ГПК РФ, определяя состав лиц, участвующих в деле, в первую очередь относит к ним стороны. И это вполне закономерно, потому что стороны представляют собой таких участников процесса, без которых судебных спор о субъективных правах и юридических обязанностях был бы просто невозможен. Согласн ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru