Юриспруденция » Органы исполнительной власти и местного самоуправления » Административно-правовой статус Правительства РФ

Административно-правовой статус Правительства РФ

Страница 1

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации — коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. В Конституции РФ закреплено положение, о том, что Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ.

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Конституцией Российской Федерации.

Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 3). Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он предлагает Президенту РФ структуру федеральных органов исполнительной власти в недельный срок после своего назначения, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; определяет основные направления деятельности Правительства и характеризует его работу. Так же он распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения, а также подписывает решения Правительства.

Более конкретно полномочия Правительства РФ прописаны в федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики;

- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию;

- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти РФ может передавать им осуществление части своих полномочий. С другой стороны, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передать свои полномочия Правительству на основании соответствующих соглашений (ст. 13 ФКЗ).

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положения о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

В настоящее время под руководством Правительства действуют три группы центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы:

федеральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства;

образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;

инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в основном актами Президента и Правительства.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Значение и роль принципов юридической ответственности
Несмотря на все разногласия, практически всеми правоведами первым традиционно выделяется принцип законности. Этот принцип в качестве базисного принципа упоминается в статьях Конституции Российской Федерации (ст. ст. 4, 15, 50,54, 57 и др.). Проанализировав статьи Конституции РФ, можно сделать вывод ...

Направления совершенствования института ответственности в гражданском праве
Дальнейшая эволюция института ответственности в гражданском праве должна осуществляться по ряду направлений. Прежде всего, требуется постоянное совершенствование входящих в него норм с учётом меняющихся общественных отношений, реалий российской действительности. Примером в этом отношении может служ ...

Международное право в межд нормативной системе
Международная нормативная система. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подс ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru