Юриспруденция » Законность и правопорядок » Гарантии законности

Гарантии законности

Страница 1

В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределила путь становления российской демократии.

Слабо просматриваемые зачатки демократического устройства, вначале ассоциируемые в обществе с хаосом, с бессилием и деградацией, после череды реформ, проводимых на протяжении нескольких лет, переросли в иное состояние, которому стали присущи навыки, практики и процедуры демократии. Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было еще совсем недавно, пятнадцать лет назад. Совершенно очевидно, что быть. Сейчас вопрос в том, как должны в дальнейшем осуществляться процессы демократизации.

По нашему мнению, важным направлением демократизации общества, необходимым условием его нормального развития является формирование правового государства.

За последнее время в юридической литературе появилось большое количество теоретических работ, связанных с теми или иными аспектами формирования правового государства. На государственном уровне сделаны существенные шаги в решении этой проблемы. Но тезис о построении правового государства, демократического гражданского общества так и останется прекрасной мечтой, если не будет создана надежная система эффективных гарантий и юридических механизмов, призванных обеспечить фактическое воплощение данной идеи в реальность.

Проблема юридических гарантий законности одна из фундаментальных в концепции правового государства. Но она является лишь ее частью, поэтому рассмотрение данной проблемы изолированно от общей концепции правового государства нам представляется несостоятельным теоретически. Негативный опыт советского государственно-правового строительства наглядно продемонстрировал, что юридических гарантий законности просто не может быть в рамках системы, которая построена не на правовых началах и не исходит из приоритета права над государством.

Надежные юридические гарантии законности могут существовать лишь там, где государство построено на правовых принципах, одним из которых является верховенство закона и его господство в общественной жизни.

Несомненно, верховенство закона является одним из существенных признаков правового государства. Но каким должен быть закон, которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, справедливыми и несправедливыми, закрепляющими или ограничивающими неотчуждаемые естественные права и свободы граждан.

Верховенство закона - это важная, но все же формальная сторона правового государства. Содержательное отличие правового государства - качество, сущность самого закона. Чтобы закон был правовым, необходимо, чтобы он соответствовал общечеловеческим гуманистическим принципам права, что возможно лишь в условиях правовой демократической организации нормотворческой, исполнительной и судебной властей. "Во всех нормативных актах должен последовательно проводиться правовой принцип всеобщего формального равенства. Право - это всеобщий масштаб, равная для всех мера (норма) свободы, и законодательное выражение права должно соответствовать всеобщему принципу и масштабу права и представлять собой систему норм свободы, защищенную и гарантированную государством". Верховенство именно такого закона в общественной и политической жизни является необходимым условием формирования правового государства, демократического гражданского общества.

Говоря о верховенстве правового закона в общественной жизни, необходимо изменить взгляд на право как только на орудие принуждения, средство политики. Праву, несомненно, присущ элемент принуждения, общеобязательности. Но в своей начальной природе право призвано быть стабилизирующим фактором, демократическим институтом, способным ввести в цивилизованные формы разногласия и конфликты, вызванные существующими социальными, политическими, национальными противоречиями. Назначение права - внести в общественную жизнь начала согласия и гражданского мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Общие основания прекращения трудового договора
Основания прекращения трудового договора: · соглашение сторон (ст. 78); · истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 58), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; · расторжение трудового договора по инициативе рабо ...

Меры по развитию малого предпринимательства
Предусмотрен ряд мер по развитию малого предпринимательства. Ускоренная амортизация. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением связанных с этим затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, ус ...

Приостановление производства по делу
Приостановление производства по делу — это временное прекращение судом процессуальных действий, вызванное объективными (т. е. не зависящими от суда и сторон) обстоятельствами, которые препятствуют дальнейшему развитию процесса и в отношении которых нельзя определить, когда они будут устранены и ког ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru