Юриспруденция » Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации » Конституция Бразилии: подготовка, принятие, изменение

Конституция Бразилии: подготовка, принятие, изменение

Страница 3

Цели образования нового бразильского государства значительно шире, чем указанные в преамбуле высшего закона Соединенных Штатов (несомненно влияние времени), но форма подачи одна и та же. Этими целями являются: учреждение демократического государства, призванного «обеспечить осуществление социальных и индивидуальных прав, свободу, безопасность, благосостояние, развитие, равенство и справедливость в качестве наивысших ценностей общества братского, плюралистического и без предрассудков, основанного на социальной и обязывающей гармонии, на внутреннем и международном порядке с мирным разрешением разногласий». Республиканская президентская форма правления, федеративная форма территориального устройства, четко прописанное разделение компетенции по горизонтали (принцип разделения властей) и по вертикали (распределение компетенции между Союзом и субъектами федерации), примат личных прав и свобод перед остальными - несомненные заимствования из конституционной системы Соединенных Штатов [16, с.85].

В то же время акт 1988 г. вобрал многие институты из европейского конституционного права. Детальное регулирование социальных прав и свобод, специальная глава о политических партиях, регулирование института конституционного контроля, двух видов чрезвычайного положения, а также многочисленные и объемные нормы, касающиеся экономических отношений, культуры, социальной политики, градостроительства, здравоохранения, спорта и других, о которых будет сказано ниже, навеяны соответствующими положениями конституций Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Греции 1975 г., принятие которых предшествовало началу работы Учредительного собрания.

Несомненен европейский подход к формулированию ряда важных институтов. В Конституции 1988 г. устанавливаются общие принципы с соответствующей отсылкой к дополняющему (конституционному), органическому и обычному законодательству. Именно такой подход характерен для французской Конституции 1958 г. (отсылки к органическому и обычному законодательству), Конституции Италии 1947 г. (отсылки к конституционному, органическому и обычному законодательству), Конституции Испании 1978 г. (также отсылки к органическому и обычному законодательству) и Португалии 1974 г. (после нескольких пересмотров, практически целиком изменивших первоначальный текст, в этом акте содержатся многочисленные отсылки к законам, регулирующим детали устанавливаемых норм).

Такой подход к регулированию находим в разделах VII и VIII об экономическом и социальном устройстве, в главах об урбанизации, социальном обеспечении, в отделе II второй главы того же восьмого раздела о социальном устройстве - о здравоохранении, отделе III этой же главы - о социальной политике, в главе III этого раздела - об образовании, культуре и спорте (ст. 205 и сл.), гл. IV - о науке и технологии.

Конституция отвечает на очень большое число вопросов в экономической, социальной и культурной областях, что объясняется требованиями нашего времени. Детальное регулирование вопросов с отсылочным характером норм - специфическая черта бразильской Конституции. Характерно, что Конституция зачастую дает законодателю подробные инструкции относительно содержания законов, к которым она отсылает.

Конституция 1988 г. имеет типичную для бразильской традиции форму: она включает преамбулу и две части - основную с девятью разделами, которые делятся на главы (некоторые главы делятся еще на отделы), а те - на статьи, имеющие подчас сложное внутреннее членение (общий принцип, конкретизирующие пункты и развивающие параграфы), и Акт о переходных конституционных положениях, имеющий отдельную нумерацию статей. Точно такую же структуру имела, например, Конституция 1946 г.

Основная часть Конституции включала первоначально 245 статей. Затем их число несколько увеличилось, хотя нумерация статей не менялась. Число статей Акта о переходных конституционных положениях увеличилось с 70 до 83.

Кроме того, действует ряд статей конституционных поправок, положения которых не инкорпорированы в текст Конституции (ст.3-6 Конституционной поправки № 17 1997 г., ст.25-31, 33, 34 Конституционной поправки № 19 1998 г., ст.3-17 Конституционной поправки № 20 1998 г.); они имеют преимущественно переходный характер.

Композиционно Конституция 1988 г. построена по европейскому образцу: она открывается преамбулой, за которой следуют раздел об основных принципах и чрезвычайно обширный раздел о правах и основных гарантиях, за которыми помещены разделы об организации государства, о защите государства и демократических институтов, о налогах и бюджете, об экономическом и финансовом устройстве, о социальном устройстве и, наконец, об общих конституционных положениях, которые носят заключительный характер.

В Конституцию 1988 г. включены права и свободы всех трех «волн» развития этого института, всех, как часто говорится в современной западноевропейской литературе, трех «генераций». Помимо упомянутых, в общем ставших традиционными, в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы, не получившие еще отражения в конституциях стран Европы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Израиль во времена патриархов
Когда началась история Израиля? Согласно [1, гл. 32:28], Иаков, праотец евреев, получил имя "Израиль" ещё задолго до того, как Израилем стали называть целый народ. Строго говоря, никто из людей, упомянутых в книге Бытия, не был "израильтянином": история этого народа начинается с ...

Содержание реформы
Судебная реформа 1864 г. – либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процесса в России. Реформа отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочнения своих позиций нуждалась в объявлении формального раве ...

Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц
Исчисление налогов производится налоговыми органами. В г.Усть-Илимске исчисление налога на имущество физических лиц производится Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области. Сумма налога на имущество физических лиц равна произведению инвентаризационной стоимости этого имущества на ставку налог ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru