Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.
Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы начала второго тысячелетия, однако на сегодняшний день сделано еще явно недостаточно. К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура малого и среднего предпринимательства является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Помимо этого существует и ряд других проблем, однако перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране все-таки можно признать обнадеживающими. И подтверждением этому является закрепление цели содействия развития малому и среднему бизнесу в качестве одной из целей в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития как основного приоритета социальной и экономической политики на одном из этапов инновационного развития российской экономики (2008-2012 годы). О чем прямо указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р).
Меры институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства включают:
- развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков;
- упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости;
- расширение системы микрокредитования;
- сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, а также снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями;
- ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок;
- признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
Указанные меры, безусловно, дают надежду на будущее, дело за "малым", - за реализацией этих мер, причем не только со стороны федеральных органов государственной власти, но и региональных властей, а также органов местного самоуправления
Действовавший на протяжении более десяти лет Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" регулировал только сферу развития малого предпринимательства. Однако мировой, в том числе европейский опыт показал, что не менее важное значение для эффективного развития экономики имеет среднее предпринимательство. Все это определило необходимость принятия нового закона, который регулировал бы сферу развития не только малого, но и среднего предпринимательства. С учетом изложенного, предметом правового регулирования комментируемого Закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем самым, впервые в российское законодательство было введено понятие "среднее предпринимательство".
Организация и оборудование рабочего места сотрудника ОВД
По общему правилу органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, на территории которых расположена милиция, должны предоставлять служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехн ...
Анализ проблем муниципального образования и
выявление путей их решения
Оценка положения МО Матрица SWOT- анализа по г. Челябинску на 2008г. Сильные стороны Слабые стороны Более интенсивная, чем в прошлом году, общая экономическая динамика, которая отражается увеличением реального роста производства товаров и услуг (т.е. производимых объемов продукции и услуг в натурал ...
Проблемы и реализации направления совершенствования механизма принципа
транспарентности в деятельности судебных органов России
Реализация идеи транспарентности судебной власти требует не отдельных мер и «точечных ударов», а комплексного подхода к решению проблемы. Транспарентность судебной власти, в том числе цивилистического судебного процесса, должна обеспечиваться системой средств, составляющих обеспечительный механизм. ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.