Хотя, в целом, роль государства в регулировании и управлении общественными процессами в последнее десятилетие существенно укрепилась, развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей. Основная состоит в том, что до сих пор не сформировались главные субъекты общественного партнерства. Профсоюзные объединения дробятся на соперничающие группировки, а работодатели и предприниматели разобщены по многим ассоциациям и союзам. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон — не помеха для сотрудничества, то на федеральном и отраслевом уровнях она серьезно затрудняет нахождение общих согласованных решений.
На сохранение общественного согласия отрицательно влияют падение производства в стране, инфляция и рост безработицы. Тормозит развитие сотрудничества партнеров на различных уровнях несовершенство нашего трудового законодательства, в частности отсутствие отдельного закона об использовании индивидуальных контрактов (договоров) в гибких формах занятости.
Другим "отягчающим" обстоятельством является неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В этой связи в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников определяет предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей.
За формирующимися в России в последние годы моделями социального партнерства — будущее, которое должно быть глубоко осмыслено всеми участниками переговорных процессов на разных уровнях, в противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе вместо процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений всех социальных групп населения.
Итак, в заключении кратко отметим следующее. Социальное партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как
коллективные договоры и соглашения,
консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики,
согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон,
совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях.
По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними. Социальное партнерство определяется следующими параметрами:
наличие соответствующих организаций для выражения интересов сторон;
осуществление переговорного процесса, в ходе которого происходит согласование позиций и поиск вариантов решения проблемы;
вклад каждой из сторон в решение проблемы.
Социальное партнерство — это сотрудничество и взаимодействие заинтересованных сторон. Такой подход к социальному партнерству признает, что профсоюзы заинтересованы в успешной работе организации, так как это обеспечивает гарантированные рабочие места; сотрудничество являются способом решения проблем, возникающих между работниками и работодателями. И хотя развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей, будущее видится именно за ним.
Определение понятия совокупности преступлений
Совокупность преступлений есть сложное уголовно-правовое явление, однако закон не определяет его понятия, а лишь регулирует порядок назначения наказания при совершении нескольких преступлений. Между тем, в судебной практике совокупность преступлений встречается почти по каждому пятому делу и судам ...
Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные
причины
Основные теории происхождения государства — теологическая патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставя во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. В научной литератур ...
Анализ особенностей и криминологическая характеристика
личности коррупционера
Взяточничество - организованное преступное формирование, деятельность которого носит корыстно-ненасильственный характер. Субъектом получения взятки является должностное лицо. Согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функци ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.