Юриспруденция » Появление и развитие концепций юридического образования » Советская юриспруденция

Советская юриспруденция

Страница 2

После принятия в 1993 г. очередной и по ныне действующей Конституции Российской Федерации, требования к юридическому образованию изменились кардинально. Сегодня, на рубеже XX-XXI веков, как и сто лет назад – на рубеже XIX-XX веков, в России заметно выросло количество юридических вузов и число студентов, изучающих юриспруденцию. Сняты ограничения советской поры на доступ к юридическому образованию, активно развивается правотворчество, меняется правоприменительная практика, растет правосудие, принципиально переменилось правосознание. В Квалификационной характеристике ныне применяющегося для подготовки юристов госстандарта, принятого в 2000 г., говорится, что юрист должен «обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.»

Итак, не трудно заметить в характеристиках, разделенных двумя десятками лет, при преемственности пафоса, очевидную перемену коммунистической идеологизированности на либеральную. Все это – свидетельства превращения правовой системы идеологического типа в правовую систему юридического типа, поскольку сам либерализм в симбиозе с консерватизмом и социализмом представляет собой именно юридическое европейское мировоззрение. В этом мировоззрении русский юрист черпал и черпает вдохновение, он находит оправдание своего ремесла не в индуизме или шариате, даже не в христианстве, а в римском праве. В отличие от любой идеологической правовой системы (религиозной или светской), римская покоилась на признании права «несовершенного человека», в ней воплощалось уважение к данности, к тому, что происходит с человеком «здесь» и «сейчас», а не в «прекрасном далеко». Напоминая о поговорке «summum jus, summa injuria» («высшая законность – высшее беззаконие»). Цицерон, Секст Эмпирик, да и многие другие обращали внимание как раз на это – часто несправедливость проистекает из крючкотворства, чрезмерно хитростного, злокозненного истолкования права. Наверное поэтому, Госстандарт подготовки бакалавров и магистров юриспруденции (с 2009 г.), при общей характеристике направления подготовки разделяет цели в области обучения специалиста и цели в области воспитания личности, характеризуя их весьма лаконично. Так, в области воспитания будущего юриста целями являются: «Формирование у обучающихся следующих социально-политических и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура».

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Деятельность органов государственной службы занятости
Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовы ...

Согласие на заключение брака
Условия заключения брака – это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, имеющим правовую силу. Условия заключения брака определены в ст. 17 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Условия заключения брака – это юридическ ...

Научение агрессии путем наблюдения
Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным (например, агрессивный ребенок получает больше лакомства или лучшую игрушку), но также принимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. В 1961 г ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru