Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государственном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населения является деятельность в неформальном секторе экономики. Международная организация труда к неформальному сектору экономики относит небольшие заведения по производству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной занятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддерживаются правительством, на них не распространены система социальной защиты, часто они не подпадают под нормы трудового законодательства и т.д.
Появление неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них:
уличная торговля («с лотка»);
ремонтные работы;
деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров;
бухгалтерские работы и секретарские услуги;
работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства;
домашние услуги и пр.
Факторами роста неформальной занятости являются:
менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости);
нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости);
уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше).
Большинство работников в неформальном секторе (около 65%) занимаются торговлей промышленными и продовольственными товарами на улице «с лотка», в коммерческих ларьках, на рынке и т.д. Далее по значимости идут посреднические и прочие услуги — 22%, производство и сбыт сельскохозяйственной продукции — 8%, производство товаров — 5%.
Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики:
уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе;
небольшие предприятия, организуемые в неформальном секторе, являются начальной ступенью в создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест.
Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики:
экономические и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе экономики не регламентируется современным трудовым законодательством);
высокие налоги, которые приходится платить государству (!), а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции;
большинство занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице;
отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты;
высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок.
Меры социальной поддержки членов семьи сотрудника органов
внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей
Право на погребение погибших сотрудников за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший проходил службу. (Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 №460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов вн ...
Общая характеристика органов исполнительной власти
субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ...
Права арендатора на земельном участке
Здания и сооружения, относятся к объектам недвижимости, неразрывно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Владение и пользование такими объектами со стороны арендатора предполагает наличие у него определенных прав и в отношении земельного участка ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.