Итак, в силу объективного критерия аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решения которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние (ч. 1 ст. 56 Закона).
Исходя из приведенного определения аффилированным лицом хозяйственного общества могут быть два вида субъектов имущественного оборота: физические лица и юридические лица. Таким образом, белорусский законодатель исключил возможность признания аффилированным лицом хозяйственного общества Республику Беларусь или ее административно-территориальную единицу. Учитывая то, что в Беларуси создано и действует множество хозяйственных обществ, акции (доли участия) которых принадлежат государству, такой подход можно было бы признать некорректным. Однако Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы редко участвуют в имущественном обороте "в личном качестве", как правило, они действуют через республиканские органы государственного управления и органы местного управления и самоуправления. При этом указанные органы вступают в имущественный оборот от собственного имени, так как большинство из них по белорусскому законодательству имеет статус юридического лица. Следовательно, и государственные органы, и органы местного управления и самоуправления, обладающие правами юридического лица, могут быть признаны аффилированными лицами хозяйственного общества.
Для признания соответствующего физического или юридического лица аффилированным по отношению к хозяйственному обществу необходимо, чтобы указанное лицо отвечало одному из двух признаков:
- могло напрямую определять решения, принимаемые хозяйственным обществом;
- могло оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом.
Кроме того, только применительно к юридическому лицу вводится третий признак возможной аффилированности по отношению к хозяйственному обществу: уже непосредственно само хозяйственное общество должно оказывать влияние на принятие таким юридическим лицом соответствующих решений.
Таким образом, аффилированность конкретного лица определяется наличием контроля со стороны такого лица в отношении хозяйственного общества либо, наоборот, со стороны общества - в отношении соответствующего лица. При этом контроль может быть как прямым, так и косвенным, а также прямым и косвенным одновременно. Под косвенным контролем понимается возможность фактического распоряжения голосами в общем собрании участников через третьих лиц, над высшим органом управления которых участник (группа участников), в свою очередь, осуществляет контроль. Речь идет о контроле над высшим органом управления хозяйственного общества (общим собранием участников) либо соответствующего юридического лица, потому что именно такого рода влияние позволяет контролировать выборные (назначаемые) органы хозяйственного общества и направлять деятельность общества, а также распределять его прибыль и доходы в необходимых участнику (группе участников) направлениях.
Конституционные обязанности человека и гражданина
Хотя права и свободы граждан имеют самостоятельное значение, их нельзя рассматривать отдельно от обязанностей. Каждый человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством. Эти обязанности настолько важны, что они закрепляются в законе. На граждан возлагается множеств ...
Проблемы практики применения условного осуждения
Степень совершенства и эффективность закона проверяются практикой его применения. Суды, как мы уже отмечали ранее, достаточно широко применяют условное осуждение. Широкое применение условного осуждения требует тщательной теоретической разработки вопросов, связанных с проблемой, так как эффективност ...
Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере
обслуживания
Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.