В англо-американской (а точнее в американской) системе права, откуда это понятие было заимствовано российским законодателем (у которого, в свою очередь, его заимствовал белорусский законодатель), понятие "аффилированное лицо" (иначе - "аффилированная корпорация") обозначает отношения между двумя и более субъектами, основанные на различных формах зависимости таких субъектов друг от друга. Иными словами, термин "affiliate" подразумевает отношение близкой связи между корпорациями. При этом в американском праве понятие аффилированной корпорации имеет и точное математическое выражение: под таковой понимается корпорация, 5 и более процентов голосующих акций которой принадлежит другой корпорации.
Исходя из указанного определения можно говорить о сходстве понятия "аффилированное лицо" с такими используемыми иными правовыми системами терминами, как "холдинг", "группа компаний", "группа обществ", "система обществ", "связанные предприятия (родственные предприятия)", "конгломерат", "основное общество (товарищество)" и "дочернее общество, товарищество, корпорация" ("филиал"), "доминирующий и зависимый субъект", "концерн". Белорусская правовая система описывает подобные отношения через институты основного общества (товарищества) и дочернего или зависимого общества, а также институт хозяйственной и иной финансово-промышленной группы. Поэтому, если бы понятие "аффилированное лицо" призвано было описать отношения взаимной зависимости и контроля юридически независимых участников имущественного оборота, его введение не имело бы смысла, так как указанные отношения уже регулируются определенными институтами.
Вместе с тем российский законодатель, заимствуя понятие аффилированного лица из американской системы права, значительно его видоизменил, а затем и белорусский законодатель интерпретировал это понятие по-своему, предусмотрев специальное его применение в национальной системе права Беларуси. Так, в законодательстве нашей страны понятие "аффилированное лицо" введено в рамках правового регулирования сделок хозяйственного общества, в совершении которых имеется заинтересованность лиц, относящихся к аффилированным. Другими словами, хотя рассматриваемое понятие и пересекается с понятиями "основное общество (товарищество) - дочернее или зависимое общество", нормы об аффилированных лицах имеют самостоятельный предмет регулирования.
В то же время, по нашему мнению, для реализации целей, заложенных в ст. 56 и 57 Закона, а именно предотвращения злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц, можно было не вводить новый правовой термин, требующий к тому же дополнительных пояснений, а просто ограничиться перечнем тех лиц, сделки с прямым или косвенным участием которых должны особо контролироваться хозяйственными обществами. Именно по такому пути пошел российский законодатель: в ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" просто перечислены лица, которые могут иметь заинтересованность в совершении хозяйственным обществом определенных сделок, и критерии признания таких лиц заинтересованными в совершении обществом сделки.
Такой подход тем более разумен, если учесть, что заинтересованность определенных лиц может проявляться при совершении сделок не только хозяйственным обществом, но и коммерческими организациями иных видов, в частности унитарным предприятием. Тот же российский законодатель "не привязывает" понятие "аффилированное лицо" исключительно к хозяйственным обществам - указанное понятие содержится в антимонопольном законодательстве, к которому и отсылает ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах". В результате понятие "аффилированное лицо" может использоваться различными отраслями российского права, что и происходит на практике: в настоящее время в Российской Федерации более 40 нормативных правовых актов из различных отраслей права оперируют указанным понятием.
Исходя из изложенного более корректным представляется подход, при котором понятие "аффилированное лицо" определялось бы не в Законе "О хозяйственных обществах", а в ином законодательном акте, при этом к положениям такого акта могли бы отсылать нормы иных актов законодательства Республики Беларусь, в том числе и законодательство о хозяйственных обществах.
Сравнение Конституций США и Российской Федерации
Я считаю, что данная тема очень актуальна. США и РФ это 2 сверхдержавы. Их особенности можно рассмотреть на примере сравнения законодательства, а в данном случае основополагающих нормативно-правовых актов, т.е. Конституций, поможет дать актуальную оценку развития государств, и также их конституцион ...
Проведение первоначальных следственных действий
По делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ наиболее характерными следственными действиями являются: а) задержание подозреваемого; б) осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов (рецепты и т.п.); в) обыск или выемка, личный обыск, обыск тра ...
Возрождение суда присяжных
в конце XX-начале XXI веков
После ликвидации суда присяжных в советский период право граждан России на рассмотрение дела судом присяжных было провозглашено лишь 13 ноября 1989 года - с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве, статья 11 которых гласила: "В порядке, установленно ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.