Многое в организации акционерных обществ существенно изменилось в сравнении с классическими конструкциями. Возможность быстрого отчуждения и переуступки акций на биржах превратило членство в таких обществах в простое и нередко весьма кратковременное участие. Появились акционерные «общества одного лица», в которых все или большинство акций принадлежит одному участнику (в том числе, между прочим, и государству). Сами акции уже в большинстве случаев существуют лишь в «бездокументарной» («безбумажной») форме, т.е. попросту отсутствуют в виде обычной ценной бумаги (вещи). В условиях, когда постоянные члены общества (акционеры) либо отсутствуют, либо представлены единственным акционером, когда нет традиционных акций в физически осязаемой форме, меняются и корпоративные (акционерные) отношения, и, в известной мере, - сама природа таких хозяйственных (торговых) обществ. Необходимо учитывать и современное зарубежное акционерное законодательство, в частности, отраженное в известных директивах европейского Общего рынка по «праву компаний». В таких условиях иной должна становиться и сама модель акционерного общества.
Однако и в новых обстоятельствах по-прежнему важными остаются основные задачи акционерного права - защита прав кредиторов и интересов мелких акционеров. Направленные на это законодательные решения должны основываться на четких теоретических посылках и представлениях. Для их формирования и усвоения, несомненно, необходимо хорошее знание истории вопроса. И прежде всего - интересного и весьма поучительного отечественного опыта.
По укоренившейся традиции общее собрание во многих случаях носит формальный характер, на нем решаются преимущественно производственные и социальные вопросы и в меньшей мере финансовые. Тем самым смешиваются функции управления производством и капиталом, нарушается распределение компетенции между органами управления, снижается эффективность работы.
Основными гарантиями, обеспечивающими право акционеров на участие в общем собрании, являются, в частности, следующие предусмотренные действующим законодательством и локальными нормативными актами требования:
1) строгое соблюдение порядка подготовки и созыва общего собрания акционеров;
2) правомочность (наличие кворума) общего собрания;
3) соблюдение процедуры принятия общим собранием решений.
Следует заметить, что, несмотря на определенные пробелы, Закон «Об акционерных обществах» довольно подробно описывает правовой статус, компетенцию, формы проведения акционерных собраний, права на участие в общем собрании владельцев различных категорий акций. За пределами правового регулирования, таким образом, остались процедурные вопросы, связанные с организацией и проведением общих собраний акционеров: порядок принятия решений, избрание, состав, функции и полномочия рабочих органов собрания (счетной комиссии, председателя, президиума, секретариата собрания). Данные вопросы, следовательно, могут быть предусмотрены в Положении об общем собрании акционеров – локальном акте акционерного общества.
Таким образом, некоторые пробелы законодательства легко восполнимы в локальных актах акционерного общества, и этим необходимо пользоваться в практической деятельности.
Наследование по закону
Глава 63 Кодекса даже по заглавию определяет, что никто и никакой иной закон не могут установить иную очередность наследников, кроме тех, которые обозначены в данной главе. В практике возник вопрос: если международным договором Российской Федерации предусмотрена иная очередность наследования, каким ...
Содержание в дисциплинарной воинской части
Этот вид наказания был известен и прежнему УК РСФСР 1960 г., в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. УК РФ 1996 г. расширил круг лиц, к которым может быть применен данный вид наказания. В соответствии со ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части - наказание, ко ...
Внешние функции Российского государства
Рассмотрение вопроса о формах и способах осуществления внешних функций государства предполагает более детальное исследование механизма их реализации. При этом традиционно в юридической литературе под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельнос ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.