Юриспруденция » Законодательный процесс в Российской Федерации » Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации

Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации

Страница 2

Отсутствие ограничительной нормы для рассмотрения законопроекта перед первым чтением означает, что законопроект может быть рассмотрен до истечения 30-дневного срока при условии, что к моменту рассмотрения будет очевидно, что против принятия законопроекта выскажется менее 1/3 субъектов РФ.

В целом необходимо сделать вывод о том, что деятельность субъектов РФ, основанная на положениях ст. 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельным полномочием субъектов в федеральном законодательном процессе.

Несоблюдение установленных законом процедур может послужить формальной причиной для последующего отклонения принятого Государственной Думой закона или поводом для обращения в Конституционный Суд РФ. Учитывая возможность наступления указанных последствий, особо значимым представляется решение вопроса об отнесении предмета правового регулирования законопроекта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов или к ведению Российской Федерации.

Кроме того, определенная сложность связана с тем, что многие федеральные законы содержат одновременно как нормы, регулирующие вопросы по предметам ведения Российской Федерации, так и нормы, регулирующие вопросы по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такие законы часто принимаются в соответствии с п. "в" ст. 71 (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и п. "б" ст. 72 (защита прав и свобод гражданина) Конституции РФ.

В связи с этим полагаем, что, если законопроектом вносятся изменения в законы, которые содержат указанные нормы, необходимо руководствоваться содержанием вносимых изменений: если хотя бы одно изменение касается вопросов, вытекающих из положения ст. 72 Конституции РФ, то следует применять процедуру, предусмотренную ст. 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Если же законопроект затрагивает исключительно положения, предусмотренные ст. 71 Конституции РФ, то применение указанной процедуры не требуется.

Так, законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и устанавливающий требования к членам Центральной избирательной комиссии РФ, относится к предметам ведения Российской Федерации, а законопроект, предусматривающий внесение изменений в этот же Федеральный закон и устанавливающий требования к председателю избирательной комиссии субъекта РФ, - к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и, соответственно, нуждается в согласовании с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Проблемы, возникающие при решении вопросов об отнесении предмета правового регулирования законопроекта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов или к исключительному ведению Российской Федерации, являются актуальными и в отношении проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в законодательные акты РФ о налогах и сборах. В этом случае необходимо исходить из следующего.

Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы. В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.

В этой связи предмет правового регулирования законопроектов, предусматривающих внесение изменений в НК РФ относительно указанных федеральных налогов, необходимо отнести к исключительной компетенции Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Назначение адвоката судом
Положения ст. 50 ГПК РФ, впервые закрепленные в гражданском процессуальном законодательстве, преследуют достижение двух целей: гарантировать конституционное право на получение гражданами квалифицированной юридической помощи и на реальное действие принципа состязательности. Адвокатом является лицо, ...

Объект и объективная сторона дезертирства
Объектом дезертирства является установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации порядок пребывания на военной службе как составная часть порядка прохождения военной службы. Совершая дезертирство, субъект пытается вовсе исключить себя из сферы действия ...

Цена и особенности оплаты товара
По общему правилу, цена в договоре купли-продажи устанавливается как стоимость единицы товара. Однако возможно ее определение и в зависимости от веса (например, 200 руб. за кг.). В этом случае необходимо исходить из веса нетто, т.е. так называемого чистого веса товара (без учета веса тары, упаковки ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru