После победоносного окончания Великой Отечественной войны перед белорусским народом и государственными органами возникла необходимость в разрешении многих вопросов. Началась деятельность по реорганизации органов следствия, прокуратуры и суда по направлению их деятельности в условиях мирного времени. Нормы процессуального права, установленные указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», были отменены. В июле 1947 г. Верховным Советом БССР был принят закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР».
Как и в довоенный период согласно Конституции 1937 г. в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся. Как и прежде они осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, содействовали усилению обороноспособности страны, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан. Организационно-массовая работа местных Советов депутатов трудящихся находилась под руководством Президиума Верховного Совета БССР.
В послевоенный период система судебных органов Беларуси была возобновлена в том же виде, в котором она существовала до войны. Судебная система БССР включала в себя суды, которые действовали на территории участка, областные суды и Верховный Суд Белорусской ССР.
В конце 1940- начале 1950-х годов в существующую систему вносятся определённые изменения. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в областных судах появились президиумы в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиумы рассматривали уголовные и гражданские дела в порядке надзора по протесту прокурора области и председателя областного суда на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий областного суда. Таким образом, областные суды стали функционировать и в качестве судебной надзорной инстанции.
В 1956 году областные суды получили право осуществлять функции судебного управления и контроля за деятельностью народных судов, поскольку были ликвидированы управления Министерства юстиции при областных Советах депутатов.
Высшим судебным органом в БССР по прежнему являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на пять лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели. В марте 1952 г., например, Верховный Суд БССР был избран в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда являлись судебные коллегии: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие.
В послевоенный период компетенция Верховного Суда БССР расширяется. В 1948 г. при Верховном Суде возникла коллегия по дисциплинарным делам.
В 1954 г. начинает действовать Президиум Верховного Суда БССР в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиум рассматривал в порядке надзора уголовные и гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР и прокурора БССР, председателей Верховного Суда СССР и Верховного Суда БССР и их заместителей на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий Верховного Суда БССР.
В 1953 г. к компетенции Верховного Суда были отнесены уголовные дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, которые раньше были подсудны военному трибуналу.
С 1954 г. Верховный Суд БССР, также как и Верховный Суд СССР, приступил к пересмотру дел о контрреволюционных преступлениях, рассмотренных в 30-е годы, и к реабилитации жертв репрессий. В первой половине 1954 г. было пересмотрено только несколько десятков дел. Основная работа по реабилитации невинно осуждённых в 30-е годы граждан, была проведена Верховным Судом в 1955-1961 гг. Было рассмотрено свыше 50 000 дел в отношении к 110 000 человек. Значительную часть работы по реабилитации жертв репрессий на территории республики в 1955-1961 гг. осуществили военно-судебные органы – Военная коллегия Верховного Суда СССР, военный трибунал и прокуратура Белорусского военного округа.
Собранные данные свидетельствуют о том, что в период с 1953 по 1961 гг. на территории республики Верховным Судом СССР И БССР, Военной коллегией Верховного Суда СССР, военным трибуналом Белорусского военного округа, президиумами областных судов было реабилитировано 100 522 человека – 17% граждан, репрессированных на протяжении 20-40-х гг. В основном были пересмотрены дела 1937-1938 гг.
Институт воеводства в годы царствования Алексея Михайловича
Во время правления первых царей Романовых - Алексея Федоровича и Алексея Михайловича в России произошел ряд событий, оставивших яркий след в истории страны. Романовы отстояли независимость страны. Сил воевать с противниками у Михаила не было. Нужно было мириться с теми, с кем это было возможно. Со ...
Понятие, функции и условия возникновения дисциплинарной ответственности
Наряду с мерами позитивного стимулирования за добросовестный труд законодательством определены меры негативного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины в виде дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности за непра ...
Правовой статус организаций, не являющихся юридическими
лицами
В данной главе, речь идет о тех структурах, которые будучи очень похожими организационно на юридических лиц, тем не менее, не являются (не признаются) таковыми. Это различного рода филиалы и представительства юридических лиц. Анализ черт сходства и различия филиалов и представительств от юридически ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.