Юриспруденция » Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг » Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в послевоенный период

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в послевоенный период

Страница 1

После победоносного окончания Великой Отечественной войны перед белорусским народом и государственными органами возникла необходимость в разрешении многих вопросов. Началась деятельность по реорганизации органов следствия, прокуратуры и суда по направлению их деятельности в условиях мирного времени. Нормы процессуального права, установленные указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», были отменены. В июле 1947 г. Верховным Советом БССР был принят закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР».

Как и в довоенный период согласно Конституции 1937 г. в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся. Как и прежде они осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, содействовали усилению обороноспособности страны, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан. Организационно-массовая работа местных Советов депутатов трудящихся находилась под руководством Президиума Верховного Совета БССР.

В послевоенный период система судебных органов Беларуси была возобновлена в том же виде, в котором она существовала до войны. Судебная система БССР включала в себя суды, которые действовали на территории участка, областные суды и Верховный Суд Белорусской ССР.

В конце 1940- начале 1950-х годов в существующую систему вносятся определённые изменения. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в областных судах появились президиумы в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиумы рассматривали уголовные и гражданские дела в порядке надзора по протесту прокурора области и председателя областного суда на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий областного суда. Таким образом, областные суды стали функционировать и в качестве судебной надзорной инстанции.

В 1956 году областные суды получили право осуществлять функции судебного управления и контроля за деятельностью народных судов, поскольку были ликвидированы управления Министерства юстиции при областных Советах депутатов.

Высшим судебным органом в БССР по прежнему являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на пять лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели. В марте 1952 г., например, Верховный Суд БССР был избран в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда являлись судебные коллегии: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие.

В послевоенный период компетенция Верховного Суда БССР расширяется. В 1948 г. при Верховном Суде возникла коллегия по дисциплинарным делам.

В 1954 г. начинает действовать Президиум Верховного Суда БССР в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда. Президиум рассматривал в порядке надзора уголовные и гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР и прокурора БССР, председателей Верховного Суда СССР и Верховного Суда БССР и их заместителей на приговоры и решения народных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебных коллегий Верховного Суда БССР.

В 1953 г. к компетенции Верховного Суда были отнесены уголовные дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, которые раньше были подсудны военному трибуналу.

С 1954 г. Верховный Суд БССР, также как и Верховный Суд СССР, приступил к пересмотру дел о контрреволюционных преступлениях, рассмотренных в 30-е годы, и к реабилитации жертв репрессий. В первой половине 1954 г. было пересмотрено только несколько десятков дел. Основная работа по реабилитации невинно осуждённых в 30-е годы граждан, была проведена Верховным Судом в 1955-1961 гг. Было рассмотрено свыше 50 000 дел в отношении к 110 000 человек. Значительную часть работы по реабилитации жертв репрессий на территории республики в 1955-1961 гг. осуществили военно-судебные органы – Военная коллегия Верховного Суда СССР, военный трибунал и прокуратура Белорусского военного округа.

Собранные данные свидетельствуют о том, что в период с 1953 по 1961 гг. на территории республики Верховным Судом СССР И БССР, Военной коллегией Верховного Суда СССР, военным трибуналом Белорусского военного округа, президиумами областных судов было реабилитировано 100 522 человека – 17% граждан, репрессированных на протяжении 20-40-х гг. В основном были пересмотрены дела 1937-1938 гг.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и признаки государственного органа
Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением тех или иных государственных функций. Естественно, первым звеном, и самым главным в том числе, выступает государственный орган. Как часть государственного механизма, он имеет ряд специфич ...

Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
Следует сразу оговориться: в трудовом праве вообще наличествуют как публично-правовые, так и частноправовые элементы, что, будучи объективным обстоятельством, отмечается многими авторами. В плане же международного частного права речь идет о таких разновидностях трудовых отношений, которые бесспорно ...

Понятие административного правонарушения и его признаки
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru