Юриспруденция » Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации » Донорство и трансплантация органов и тканей человека

Донорство и трансплантация органов и тканей человека

Страница 1

Произошедшие за последнее время значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи потребовали существенного пересмотра законодательства в сфере охраны здоровья.

Принятие нового Закона об охране здоровья граждан заложило фундаментальные основы для функционирования современной системы российского здравоохранения в целом и донорства и трансплантации органов и тканей человека в частности.

Донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются специальным федеральным законом - Законом РФ от 22 декабря 1992 г. №4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон о трансплантации), который на протяжении уже 20 лет не подвергался существенным изменениям и требует более тщательной доработки в части регламентации донорства органов и тканей человека как необходимого условия их дальнейшей пересадки.

Помимо федеральных законов, правовой институт донорства и трансплантации содержит ряд подзаконных актов, определяющих Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека), Инструкция о выдаче медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека, порядок констатации смерти человека, Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Трансплантация невозможна без донорства, равно как и донорство бессмысленно без последующей пересадки, поэтому указанные сферы общественных отношений тесно взаимосвязаны и подлежат общему правовому регулированию.

Это нашло воплощение в ст.47 Закона об охране здоровья граждан, которая дала более полную, по сравнению с ранее действовавшими Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 47 "Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации"), правовую регламентацию рассматриваемых общественных отношений. Данная статья Федерального закона содержит некоторые положения, дублирующие нормы действующего Закона о трансплантации, а также предусматривает новые, требующие более детального правового регулирования в специальном законе.

Одной из новелл Закона об охране здоровья граждан явилось закрепление требования о необходимости испрошенного согласия родителей на изъятие для трансплантации органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным (ч. 8 ст. 47). Указанное положение противоречит ст. 8 Закона о трансплантации, закрепляющей презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти у любого лица.

Коллизию действующих норм необходимо устранить путем включения в ст. 8 специального Закона исключения из презумпции согласия, предусмотренного ч. 8 ст. 47 общего Закона.

Научно-прикладное значение имеют нормы ст. 47 Закона об охране здоровья граждан, впервые закрепляющие порядок выражения несогласия на изъятие органов и тканей после смерти.

При разработке указанных положений были учтены рекомендации Конституционного Суда, который в Определении от 4 декабря 2003 г. №459-О отметил, что в целях соблюдения баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов, вопросы, связанные с реализацией гражданином либо его близкими родственниками или законными представителями права заявить письменно или устно о несогласии на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации, требуют более детальной регламентации (как на законодательном уровне, так и в подзаконных нормативных актах), а механизмы информирования граждан о действующем правовом регулировании - развития и совершенствования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Официальная и неофициальная инкорпорация
Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в п ...

Соотношение понятий предпринимательская деятельность и экономическая деятельность
В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Как видно, предпринимательская деятельность (предпринимательство) есть вид деятельности экономической. Тер ...

Классификация государственных органов Республики Беларусь
Как уже говорилось выше, государственный орган представляет собой гражданина или же коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, а также уполномочены государством осуществлять задачи и функции государства в предусмотренном законодательством порядке. Как уже говорилось ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru