Как уже отмечалось выше, в настоящее время стала довольно активно формироваться теория медицинского права. Как отмечает В.А. Белов: "Сформировалось два подхода к проблеме. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, когда правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности. Минздрав Российской Федерации - источник правотворчества, а медицинское право обслуживает те потребности, при которых закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам.
Второй подход наметился при осуществлении правовой доктрины и ценности человеческой жизни, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права. Тем самым обнаружился подход, когда право стоит не на службе ведомства, а имеет вневедомственный характер. Рациональное зерно оказалось перспективным своими всходами, так как в нем сходятся интересы участников отношений в сфере охраны здоровья или его улучшения. Это позволяет придать этим отношениям правовую форму, но не отношений власти и подвластных, а юридического равенства сторон. Так стало формироваться частноправовое, гражданско-правовое направление развития медицинского права. Современной проблемой медицинского права стало выяснение пределов публичного в сфере частноправовых отношений, отношений охраны здоровья".
Медицинское право складывается de facto, оставаясь непризнанным de jure. Между тем уже и теоретиками права медицинское право называется как отрасль, находящаяся в стадии формирования.
Остановимся на основных характеристиках медицинского права как отрасли законодательства несколько подробней.
1. Соотношение Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и других законов. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является системообъединяющим актом медицинского права. Законодательство о здравоохранении нуждается в совершенствовании, но предполагаемую реформу не нужно подменять количеством принимаемых законов.
Специальные федеральные законы необходимы для регулирования сложившихся специфических блоков отношений. Это Законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "Об обращении лекарственных средств", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и некоторые другие.
В то же время периодически в планы законопроектной деятельности Правительства РФ включаются проекты законов, которые вряд ли имеют право на самостоятельное существование. Так, Постановлениями Государственной Думы ФС были отклонены проекты Федеральных законов "О традиционной и народной медицине (целительстве)", "О судебно-медицинской экспертизе", "О рекламе медицинских изделий, услуг, лекарственных средств", "Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине", "Об электронной медицине", "О регулировании частной медицинской деятельности" и ряд других. Следует согласиться с мнением М.Н. Малеиной, указывающей на то, что отдельные нормы указанных проектов, учитывающие специфику медицинской деятельности, целесообразно вносить либо в Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо в межотраслевые специализированные законы, например, Законы "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О рекламе" и т.д.
Ряд федеральных законов посвящаются регламентации отношений, возникающих в связи с определенными заболеваниями. Это Законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и др.
С нашей точки зрения, вряд ли целесообразно дальнейшее принятие федеральных законов, посвященных отдельным болезням. Социально опасными остаются такие заболевания, как инфекционные, венерические, сахарный диабет. Высокий риск смертности связан с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Отдельные нормы, затрагивающие специфические отношения по поводу таких заболеваний, могли бы получить отражение либо в общем законе, посвященном специфике регулирования отдельных заболеваний, либо в региональных нормативных правовых актах.
Условия наступления гражданско-правовой
ответственности в виде возмещения убытков
Общим условием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков являются имущественные потери (вредоносный результат), а под гражданско-правовой ответственностью в виде возмещения убытков следует понимать динамическое проявление убытков ("возмещение убытков"), ...
Форма государственного правления
Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степен ...
Характеристика объекта исследования
Челябинск находится в самом центре страны, на пересечении магистралей, связывающих Центральную Россию с Сибирью, Урал с Казахстаном и Средней Азией. Город расположен у восточного склона Уральского хребта, в среднем течении реки Миасс (приток реки Исеть). Высота над уровнем моря 210 м. Рельеф, заним ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.