Поскольку положение домашнего репродуктивного труда в трансформируемом российском обществе характеризуется негативно, что подтверждается в целом отрицательными результатами репродукционного процесса в количественно-качественном аспекте, представляется необходимым выполнить укрупненный анализ существующего в настоящее время механизма государственного регулирования репродукционных процессов. При этом следует иметь в виду, что существующая система поддержки государством репродукции сформировалась в других социально-политических и экономических условиях. Но за последние 13 лет произошли необратимые деформации этого механизма с утратой ряда присущих ему позитивных элементов.
В сложившемся порядке управления репродукцией используются три основных метода – государственное воздействие, идеологическое и моральное воздействие, экономическое регулирование.
Методы государственного воздействия основываются на нормативно-законодательном регулировании наиболее важных условий репродукции (Гражданский кодекс, Кодекс законов о семье и браке, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, социальное законодательство и др.). Реализацию этих правовых актов осуществляют все ветви власти – исполнительная, судебная и местное самоуправление. В настоящее время российское законодательство, регулирующее условия репродукции, в основном отвечает мировым стандартам.
Однако, во-первых, эти стандарты не предусматривают полномасштабного включения репродуктивного труда в экономику, во-вторых, некоторые законодательные нормы приняты, но не действуют вообще. Кроме того, практика применения действующего законодательства крайне несовершенна: так, в конце 90-х годов нищенские по размерам детские пособия годами не выплачивались во многих регионах страны, но не отмечены случаи взыскания по суду этих пособий и возмещения морального ущерба потерпевшей стороне. Известны также многочисленные случаи неиспользования положенных по закону декретных отпусков работающими женщинами из-за опасения потери рабочего места.
Методы идеологического и морального воздействия с советских времен сориентированы на внедрение в ментальность населения образа женщины-труженицы, успешно сочетающей ударную работу на производстве с образцовым выполнением супружеских и материнских обязанностей. Эта модель поддерживалась пропагандой через средства массовой информации, в художественной литературе и киноискусстве. Прямое административное воздействие дополнялось идеологическим прессингом и логически его завершало.
Судя по демографическим результатам эта политика в какой-то мере срабатывала. Так, даже в поздний советский период (80-е годы) это привело к заметному росту коэффициента суммарной рождаемости на 1 тыс. женщин – с 1 888 рождений в 1980 г. до 2 194 (в сельской местности до 3 162) рождений в 1987 г. После распада СССР и прекращения деятельности КПСС методы идеологического и морального воздействия на репродукционные процессы испытывают серьезный кризис: прежней идеологии не стало, новая национальная идея не выработана, а общественная мораль деформирована (в частности из-за некритичного заимствования ряда ее западных форм).
Методы экономического регулирования используются на общегосударственном уровне, уровне территории, предприятия, семьи. Например, учреждения сфер образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты за небольшим исключением финансируются за счет бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и средств государственных предприятий.
Особое место в регулировании уровня и качества репродукции занимают средства семейных бюджетов. Собственно они и являются основным источником финансирования репродуктивных затрат (что отвечает марксистским теориям о включенности затрат на воспроизводство будущего человеческого капитала в стоимость функционирующей рабочей силы, но не соответствует реалиям жизни и отношениям полов). Заметно меньшую роль в финансировании репродуктивных затрат играют государство и регион – их экономическая поддержка репродукции минимальна. Так, несмотря на широко разрекламированные решения об увеличении продолжительности отпусков по рождению ребенка и уходу за ним, детских пособий, материальной помощи многодетным семьям, эти меры оказались недостаточными для реализации репродуктивных планов. Причина предельно проста – мизерный уровень стимулирования.
Главный недостаток использования методов регулирования репродукции в настоящее время – разрозненный характер их использования, что проявляется в следующем:
дезинтеграция в применении методов государственного регулирования и идеологического и морального воздействия на репродукционный процесс (государственное регулирование осуществляется вне связи с ныне отсутствующей государственной идеологией и деформированной моралью);
Понятие федеральной власти
Политическая система Российской Федерации определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикан ...
Административно-правовой статус Правительства РФ
В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации — коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. В ...
Психологические основы предварительного следствия
Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе рассмотрения преступлений является составной частью профессиональной деятельности многих юристов. Им необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, которые регламен ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.