В период становления независимого белорусского государства возникла объективная потребность в формировании четко структурированной правовой основы его функционирования. В этой связи НЦПИ приступил к осуществлению систематизации законодательства с учетом проведенного анализа и обобщения практического опыта государственных органов (организаций) Республики Беларусь начиная с советского периода. В результате был разработан и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 Единый правовой классификатор Республики Беларусь (далее - ЕПК), который стал методологической основой систематизации законодательства и занял особое место в системе классификации правовой информации.
Процессу принятия ЕПК предшествовала кропотливая и целенаправленная совместная работа НЦПИ и государственных органов. Упорядочение и систематизация законодательства в тот период были затруднены. Связано это было с тем, что обновление правовой базы различных общественных отношений находилось на начальной стадии. Не был принят ряд системообразующих нормативных правовых актов. Только к 2007 году был принят ряд кодифицированных нормативных правовых актов: Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный, Банковский кодексы, а также иные базовые законы. Поэтому при формировании ЕПК проводился анализ не только национального законодательства, но и подобных разработок за рубежом [4] для выработки концепции систематизации законодательства, определения системы классификации правовых актов, выработки приемов и методов гармонизации классификаторов правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации с целью организации информационного взаимодействия. Проведение этих исследований было также направлено на выработку критериев для организации межгосударственного информационного обмена в области правовой информации, поскольку классификаторы используются в качестве языка-связи в различных автоматизированных системах правовой информации.
Аналитические исследования проводились и в отношении использования ЕПК государственными органами Республики Беларусь. В соответствии с поручением заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2000 г. № 11/381 НЦПИ совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь были изучены и проанализированы вопросы применения ЕПК в государственных органах при осуществлении систематизации законодательства. Результаты анализа применения ЕПК послужили основой для выработки рекомендаций по подготовке новой редакции ЕПК с целью активизации инкорпорации при формировании эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ), соответствия структуре Свода законов Республики Беларусь и согласованности с классификатором правовых актов Российской Федерации, одобренного Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 [2].
Дальнейшее развитие законодательства, возникновение и функционирование новых правовых институтов, практика применения ЕПК выявили потребность в совершенствовании системы классификации правовых актов и систематизации законодательства.
С учетом этих обстоятельств была подготовлена новая редакция ЕПК, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1" [1]. В ней были учтены все инновации национального законодательства, произошедшие за последние годы. Кроме того данная редакция соответствовала структуре кодифицированных нормативных правовых актов: Трудовому, Жилищному, Банковскому и ряду других кодексов Республики Беларусь.
Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Конституция Российской Федерации 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть» и закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а термин «государственное управление» в действующей конституции РФ не испол ...
Сложные вещи
Статья 134 ГК РФ выделяет сложные вещи, которые состоят из разнородных частей, но образуют единое целое и используются по единому назначению (например, библиотека или коллекция). Такие вещи выступают, как правило, в качестве единого объекта определенного обязательства (например, купли-продажи), одн ...
Права и обязанности органов и агентов валютного
контроля и их должностных лиц
Статья 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" закрепляет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в с ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.