Целесообразно разработать комплексный международный договор, регулирующий совокупность брачно-семейных отношений с иностранным элементом - Конвенцию о праве, подлежащем применению к брачно-семейным отношениям (далее - Конвенция).
В сферу применения данной Конвенции должны входить отношения, вытекающие из брака, родства, усыновления и свойства.
Н.И. Марышева отмечает, что привязки в коллизионных нормах семейного права отличаются большой сложностью, а специфика семейных отношений вынуждает законодателя быть осторожным при выборе привязок, в особенности применительно к отношениям, затрагивающим личность человека.
Поскольку в этой области, как и в вопросах личного статуса по гражданским делам, применяется обычно личный закон каждого из участников отношения, представляется необходимым включить в Конвенцию положение, определяющее личный закон физического лица. Учитывая внутреннее регулирование государств - участников СНГ в данной сфере, под личным законом физического лица целесообразно считать право государства, гражданином которого это лицо является; для лица без гражданства - право государства, в котором это лицо постоянно проживает; беженца - право государства, предоставившего убежище. В определении личного закона данных категорий лиц мы не видим разночтений в различных государствах. Однако личный закон физического лица, имеющего два и более гражданства, по-разному регулируется в национальном праве государств, входящих в состав СНГ. Например, в соответствии с ч.3 ст.156 Семейного кодекса (далее - СК) Российской Федерации [3] при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Согласно ч.2 ст.16 Закона Украины о международном частном праве [8, c.176] (далее - Закон Украины), ст.9.1 Закона Азербайджанской Республики о международном частном праве [1], п.1 ст.1103 Гражданского кодекса Республики Беларусь личным законом лица, которое имеет два и более гражданства, является право государства, с которым лицо наиболее тесно связано.
Представляется, что подход, закрепленный в праве Азербайджана, Беларуси и Украины, является наиболее оптимальным, так как во внимание принимается не только желание лица (т.е. субъективный фактор), но и объективная реальность - наличие связи лица с конкретным государством (например, могут учитываться такие факторы, как постоянное место жительства или осуществление основной деятельности на территории определенной страны).
В законодательстве ряда стран допускается распространение автономии воли сторон на семейные правоотношения. В государствах - участниках СНГ нет единого подхода к данной проблематике. В одних государствах, среди которых Азербайджанская Республика, Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина, в установленных законом случаях супруги могут самостоятельно избрать применимое право к определенному кругу правоотношений. В других странах, например Республике Беларусь, брачно-семейные отношения регулируются императивными коллизионными нормами. На наш взгляд, принимая во внимание некоммерческий характер брачно-семейных отношений, а также большую вероятность наличия сверхимперативных норм в праве государств, с которыми рассматриваемые отношения имеют тесную связь, на правоотношения, связанные с расторжением брака, брачным договором, договором суррогатного материнства, соглашением об уплате алиментов следует распространить действие ограниченной автономии воли сторон.
Общие методологические
положения наследования по завещанию
Завещание можно определить как акт физического лица (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по распоряжению принадлежащими ему материальными или нематериальными благами на случай смерти. Завещание относится к юридическим актам, то есть к таким правомерным действиям, при совершении которы ...
Проблема получения льготы НДС в процессе применения договора поставки
Налоговые льготы по НДС установлены ст. 149 Налогового кодекса РФ. Перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социально обусловленного ...
Учреждение суда присяжных и его существование до 1917
года
27 сентября 1862 года Александр II утвердил доклад государственного секретаря Буткова, в котором планировались дальнейшие законодательные работы. Так, судебные уставы следовало разработать в специальной комиссии Государственной канцелярии под руководством государственного секретаря с участи ем пред ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.