В целях повышения теоретической и практической значимости данной курсовой работы, автором будет изначально определено понятие и сущность, а также дана достаточно глубокая оценка значению регионального управления, прежде чем будет раскрыта непосредственно сама тема работы – региональные структуры управления в Российской Федерации.
Следует отметить, что региональное управление в экономической науке рассматривается и преподносится по-разному. Есть точка зрения, что «под региональным менеджментом следует понимать такое управление народным хозяйством региона, которое основано на корпоративных принципах и учете территориального разделения труда». По мнению экономиста А. И. Гаврилова, «региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям». Группа ученых определяет региональный менеджмент как вид специального менеджмента, который представляет собой совокупность принципов и методов, форм и средств воздействия на социальную и экономическую деятельность на региональном уровне.
Халипов В.Ф. дает несколько иное определение данному термину, делая акцент на нормотворческой функции государства: «Система управления – одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики».
Надо отметить, что эти и ряд других определений не содержат важнейшей составляющей, заключающейся в том, что в российской действительности региональное управление является неотъемлемой частью, звеном государственного управления.
Предлагается следующее определение рассматриваемого понятия: «Региональное управление представляет собой совокупность принципов, функций, форм, методов и инструментов системного воздействия на социально-экономические процессы в регионе, обеспечивающие координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов и с разносторонним учетом территориальных факторов и местных особенностей».
Помимо этого, региональное управление можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального управления — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального управления; методы и модели регионального управления; механизмы регионального управления; система регионального управления. Научные основы регионального управления в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее, опыт формирования регионального управления в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального управления в России.
Научная составляющая процесса регионального экономического управления здесь подразумевает как минимум три основных направления научного анализа:
1. исследование закономерностей размещения производительных сил и социальной инфраструктуры в рамках конкретной территории;
2. анализ, прогноз и обоснование региональной экономической политики с учетом общей стратегии социально-экономического развития;
3. изучение экономики регионов и межрегиональных экономических образований, а также территориальной организации хозяйства.
Приоритетное значение должно быть отдано изучению горизонтальных связей, которые в важной степени влияют на перспективы социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов. При этом важнейшей задачей является реструктуризация экономики регионов, формирование производственных систем межгосударственного и межрайонного значения, а возможно даже и создание зон со специальным экономическим режимом.
Сущность правового института недопустимости злоупотребления правом
Принцип недопустимости злоупотребления правом представляет собой требование к субъектам не выходить за пределы права в процессе исполнения обязанностей и реализации прав, реализовывать свои права и обязанности надлежащим образом. Нужно отметить, что эта проблема выходит далеко за пределы казахстанс ...
История становления института дознания
Далеко не всегда в России следователь как орган расследования по не зависящим от него причинам мог оказаться на месте происшествия и неотложно приступить к производству по уголовному делу. Так, участки, обслуживаемые первыми судебными следователями, введенными в России в 1860 г., были весьма обширн ...
Ограниченные вещные права по использованию чужих
жилых помещений
Ограниченные вещные права пользования жилыми помещениями по сути представляют собой разновидности также известного еще римскому праву узуфрукта, т.е. вещного права на получение выгод (в том числе плодов и доходов) от использования чужой недвижимой вещи при сохранении се субстанции. Во-первых, речь ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.