В целях повышения теоретической и практической значимости данной курсовой работы, автором будет изначально определено понятие и сущность, а также дана достаточно глубокая оценка значению регионального управления, прежде чем будет раскрыта непосредственно сама тема работы – региональные структуры управления в Российской Федерации.
Следует отметить, что региональное управление в экономической науке рассматривается и преподносится по-разному. Есть точка зрения, что «под региональным менеджментом следует понимать такое управление народным хозяйством региона, которое основано на корпоративных принципах и учете территориального разделения труда». По мнению экономиста А. И. Гаврилова, «региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям». Группа ученых определяет региональный менеджмент как вид специального менеджмента, который представляет собой совокупность принципов и методов, форм и средств воздействия на социальную и экономическую деятельность на региональном уровне.
Халипов В.Ф. дает несколько иное определение данному термину, делая акцент на нормотворческой функции государства: «Система управления – одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики».
Надо отметить, что эти и ряд других определений не содержат важнейшей составляющей, заключающейся в том, что в российской действительности региональное управление является неотъемлемой частью, звеном государственного управления.
Предлагается следующее определение рассматриваемого понятия: «Региональное управление представляет собой совокупность принципов, функций, форм, методов и инструментов системного воздействия на социально-экономические процессы в регионе, обеспечивающие координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов и с разносторонним учетом территориальных факторов и местных особенностей».
Помимо этого, региональное управление можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального управления — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального управления; методы и модели регионального управления; механизмы регионального управления; система регионального управления. Научные основы регионального управления в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее, опыт формирования регионального управления в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального управления в России.
Научная составляющая процесса регионального экономического управления здесь подразумевает как минимум три основных направления научного анализа:
1. исследование закономерностей размещения производительных сил и социальной инфраструктуры в рамках конкретной территории;
2. анализ, прогноз и обоснование региональной экономической политики с учетом общей стратегии социально-экономического развития;
3. изучение экономики регионов и межрегиональных экономических образований, а также территориальной организации хозяйства.
Приоритетное значение должно быть отдано изучению горизонтальных связей, которые в важной степени влияют на перспективы социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов. При этом важнейшей задачей является реструктуризация экономики регионов, формирование производственных систем межгосударственного и межрайонного значения, а возможно даже и создание зон со специальным экономическим режимом.
Апелляционное и кассационное производство в уголовном процессе
При сопоставительном анализе норм международного права в области уголовного судопроизводства, уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и практики его применения возникает ряд вопросов, связанных с апелляционным и кассационным производством. Рассмотрим некоторые из них. 1. Конс ...
Особенности обращения взыскания на имущество должника – организации
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должником в исполнительном производстве является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные ...
Нормативные правовые акты
В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционного права безусловно доминирующие позиции принадлежат законодательным актам. Зак ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.