Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную, подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы».. Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Советский тоталитарный режим не устраивала эта теория. Конституция Республики Беларусь четко разделила государственную власть на три вида: законодательную, исполнительную и судебную.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Представительный характер Национального собрания предопределяется тем, что все депутаты Национального собрания избираются народом. Национальное собрание - единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь. Это означает, что законодательную деятельность никто, кроме Парламента, не вправе осуществлять за исключением Президента Республики Беларусь. Он в соответствии с Конституцией Республики Беларусь имеет право издавать декреты, имеющие силу закона. Исключением являются декреты, предусматривающие изменение и дополнение Конституции, её толкование, утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, изменения порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав граждан, а также принятие норм имеющих обратную силу. Парламент осуществляет власть, основываясь на не зыблемых устоях народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Национальное собрание ответственно перед гражданами республики за создание необходимых законодательных условий для свободного и достойного развития личности. Национальное собрание реализует политическую волю граждан Республики Беларусь, осуществляя деятельность на основе разнообразия идеологии и взглядов. Национальное собрание является гарантом закреплённых в Конституции, законах и международных обязательствах государства прав и свобод граждан Республики Беларусь, организует контроль за их соблюдением. Национальное собрание непосредственно и через созданные им органы осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека. Согласно Конституции Республики Беларусь Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности, как самого Парламента, так и его палат в отдельности. Вопрос организации деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламенте палат Национального Собрания. Регламент, как правило, принимается на первой сессии нового созыва. Согласно Конституции Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Взаимодействие властей – Президента и Совета Республики определяется при решении вопроса о введении чрезвычайного положения. Конституция Республики Беларусь закрепляет, в каких случаях оно вводится на территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях. Однако специального закона, определяющего режим чрезвычайного положения, в республике пока нет. Аналогично две ветви власти участвуют и в решении вопроса о военном положении.
Постановление и оглашение решения
Это — заключительная часть судебного разбирательства, в которой судьи разрешают дело по существу и объявляют вынесенное решение в зале судебного заседания. Решение постановляется в порядке, предусмотренном законом. Этот порядок не только гарантирует независимость судей при вынесении постановления, ...
Общие принципы и направления государственного регулирования коммерческой
деятельности
Под государственным регулированием коммерческой деятельности следует понимать комплексную систему мер, используемых государством с целью обеспечения своего эффективного развития. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма вообще и в коммерческую деятельность в частности имело ...
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним
Для обеспечения гарантий прав собственников недвижимости, а также других заинтересованных лиц законодательство всех странах мира повышенное внимание уделяет правовому регулированию сделок с недвижимостью. В силу особой социальной ценности объектов недвижимости государство стремиться с той или иной ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.