Юриспруденция » Роль римского частного права в истории права » Книги Варрона о божественных вещах

Книги Варрона о божественных вещах

У Варрона, в изложении Августина (August. De civ. Dei. VI. 3), можем также наблюдать модель системы сакрального права. Варрон отталкивался «от комплексной религиозно-правовой конструкции, разработанной римскими жрецами». Всё изложение rerum divinarum состоит из пяти частей, каждая из которых соответственно касается людей, мест, времени, культов и богов. Это изложение в свою очередь соотносится с четырехчастным делением изложения rerum humanarum: люди - места - время - вещи.

Особенно важным представляется показанное Августином более дробное тематическое деление книг Варрона о божественных вещах:

1 -я часть De hominibus:

1. Книга о понтификах.

2. Книга об авгурах.

3. Книга о квиндецемвирах.

Обращает на себя внимание аналогичность этого деления на три основные категории жрецов с рассмотренным выше делением в De legibus

Цицерона.

2-я часть De locis:

1. Книга о святилищах.

2. Книга о храмах.

3. Книга о священных местах.

Это деление близко к упоминанию Цицероном городских delubra,

сельских lucos и sedes larum.

3-я часть De temporibus посвящена фастам:

1. Книга о днях жертвоприношений.

2. Книга о цирковых играх.

3. Книга о театральных представлениях.

Этой части мы также находим аналогию у Цицерона (De leg.

И. 19-20).

4-я часть De sacris:

1. Книга о консекрации.

2. Книга о sacra privata.

3. Книга о sacra publica.

Те же самые подразделы мы находим и у Цицерона (De leg. II. 22).

Единственное различие состоит в порядке изложения отдельных частей: у Варрона sacra publica следует после sacra privata, у Цицерона -наоборот.

5-я часть De diis:

1. Книга об известных богах.

2. Книга о неизвестных богах.

3. Книга о главных богах.

Характеризуя порядок изложения сакрального права в целом у Варрона, следует подчеркнуть, что если составные его части практически совпадают с составными частями в De legibus Цицерона, то порядок изложения у него часто прямо противоположный: Варрон начинает с менее важных, с точки зрения римлян, форм и институтов и заканчивает наиболее важными.

цицерон варрон сакральный правовой

Другое по теме:

Разновидности договора проката
Особенности в правовом регулировании отношений по прокату с участием граждан, тем не менее, не позволяют выделять в качестве самостоятельной разновидности договор бытового проката, хотя термин «бытовой прокат» используется и в судебной практике, и в учебной литературе. В роли арендатора в таком дог ...

Третейские суды в России с ХVI по XIX в
История третейских судов в России, как, впрочем, и в иных западноевропейских странах, исчисляется столетиями. Суждения подавляющего большинства весьма авторитетных юристов сводятся к тому, что общественное правосудие (третейское судопроизводство, суд посредников, договорное разрешение споров) предш ...

Наследственные права иностранных граждан на территории в РФ
В Российской Федерации иностранцам в сфере наследственного права даются права наравне с правами гражданам РФ. Так, иностранные граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации наследовать и завещать имущество, значит, они могут быть и наследниками на одинаковых основания ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru