Во второй половине XVI в. в некоторых областях, преимущественно пограничных, вводится воеводское правление.
Воеводство, означает собственно предводительство войском, а также звание, должность воеводы — «послать (или посадить) на воеводство»; далее означает область или территорию, которая вверялась воеводе. По объему воеводства в России были чрезвычайно различны: некоторые ограничивались одними городами, другие, напротив, заключали в себе город и уезд, в котором могло быть несколько городов.
После Смуты воеводство становится всеобщим, соединяя в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. Согласно царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики – горланы богатые . середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали».
Введенное, как временная мера Иваном IV, воеводское правление стало общим и постоянным на Руси. Основными причинами утверждения воеводства московским правительством являются:
Сила традиции (воспроизводство дружинных начал в служилом сословии)
Становление крепостного право, которое полностью ликвидировало граждански свободы к XVI в.
Воеводы отвечали за полную собираемость всех доходов в своих местечках (в городах, уездах) и за их доставку в центр. Вторым лицом после воеводы был губный староста. Земские старосты вместе с посадскими и советниками от крестьян на совещаниях в земской избе занимались раскладкой подати. «Чрезвычайные платежи для военных нужд брались деньгами и натурой: кормом для ратников, подводами и т. д. Кроме того, тяглые люди постоянно платили и оброки; стрелецкие деньги, ямские деньги, деньги на корм воеводам, деньги на выкуп пленных, деньги в подмогу подъячим, сторожам, тюремным и губным целовальникам, палачам, для построек воеводских дворов, губных изб и тюрем, на содержание приказной избы. Суммы и сметы, подлежащих сбору доходов, планировались».
Таким образом, в условиях сохранения феодальных отношений, укрепления крепостного права и политического господства дворянского сословия институт воеводства оставался важнейшим фактором социальной и экономической жизни России на протяжении первой половины XVIIв.
Система судов Российской Федерации
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежд ...
Формы общественных объединений, их права и обязанности
В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь “Юридические лица, являющиеся н ...
Условия возложения исполнения
Редакция п. 1 ст. 313 ГК РФ может привести к выводу о том, что отечественное законодательство допускает возложение исполнения обязательства должником на третье лицо не во всех случаях, а только тогда, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязаннос ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.