В последние годы преступления в сфере таможенного дела стали одним из распространенных видов уголовно наказуемых деяний, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Республики Беларусь.
Наиболее опасным преступлением в сфере таможенного дела является контрабанда. Контрабандные операции в последнее время совершаются преимущественно организованными преступными группами, которые тщательно маскируют свою деятельность. Следовательно, и борьба с этим злом стала требовать адекватных мер. Так, 9 июля 1999 года принят новый Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно этому закону таможенные органы Республики Беларусь впервые за время своего существования приобрели новый статус: они наравне с другими правоохранительными органами стали субъектом оперативно-розыскной деятельности.
Перечень оперативных подразделений таможенных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, компетенцию и организацию работы этих подразделений определяет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Оперативно-розыскную деятельность в таможенных органах осуществляют сотрудники подразделений по борьбе с контрабандой и подразделений собственной безопасности ГТК и таможен.
Подразделения по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями решают задачи предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов. Эти подразделения собирают, обобщают и анализируют информацию о готовящихся, совершаемых и совершившихся таможенных правонарушениях. Именно в эти подразделения из различных источников стекается основной поток оперативной информации о совершении или подготовке различных правонарушений в сфере таможенного дела, посягающих на экономическую безопасность республики. На основании анализа текущих оперативных материалов сотрудники этих подразделений выделяют признаки готовящихся и совершающихся противоправных деяний, организуют первичную проверку полученных материалов и, в случае подтверждения оперативной информации, пресекают преступную деятельность.
Подразделения собственной безопасности противодействуют проникновению в ряды сотрудников таможенных органов пособников криминалитета, обеспечивают безопасность сотрудников таможенных органов и членов их семей, информационную безопасность. В основном с помощью подразделений собственной безопасности решаются задачи очищения таможенных рядов от проникших в них случайных лиц и, в немалой степени, профилактики правонарушений среди сотрудников таможенных органов.
Деятельность оперативных подразделений таможенных органов регламентируется законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», а также внутриведомственными нормативными актами, которые носят, как правило, секретный характер.
Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений
закона
При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях следует иметь в виду, что ФЗ «О прокуратуре РФ» так же, как и применительно к иным направлениям прокурорского надзора не содержит ...
Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области
защиты прав потребителей
Защита прав потребителей — это современное понятие, имеющее глубокие исторические корни. Содержание этого понятия доносится к нам из глубины тысячелетий. Так, нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Левит ...
Понятие и виды источников семейного права
Понятия «право», «источник права» и «форма права» длительное время исследовались многочисленными учеными. С точки зрения античных юристов (Ульпиан, Павел), понятие «право» (лат. jus) происходит от слова «правосудие» (лат. justitia), поэтому «право есть наука (лат. ars) о добром и справедливом». Ант ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.