Государство » Механизм государственной власти » Система органов государства, их структура и компетенция

Система органов государства, их структура и компетенция

Государственные органы демократического государства образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками. Так, данная система органов государства, обладает единством, которое обусловлено социальной сущностью государственных органов, общностью их задачи и функций. Это единство органов предполагает и отражает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели – обеспечить благополучие и процветание страны. Единство системы проявляется и в том, что все составляющие ее органы действуют не разрознено, а совместно, находится в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Система органов государства представляет собой и организационное единство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.

В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:

- высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции президент, парламент, правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах – местными органами государственной власти);

- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ – федеральный канцлер, парламент, федеральный президент, федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федераций, являются государственными органами субъектов федерации).

Законодательные органы – это такие органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы, то есть нормативно – правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило посредством всеобщих равных выборов. Они призваны выражать волю народа, являются представителями интересов групп, слоев или всего общества. В настоящее время представительная форма осуществления законодательной власти является наиболее применяемой с точки зрения демократии и самоуправления народа следует отметить, что законодательная власть осуществляется народом не только через своих представителей в парламентах или других законодательных органах. народ может применить законы непосредственно путем всенародного голосования – референдума. Данные способы являются воплощением демократии и закрепляются в Конституции многих современных государств.

Исполнительные органы – это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения, законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления, политическими и историческими особенностями страны.

В парламентарных монархиях правительство назначается монархом. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках правительство возглавляется премьер-министром, а в президентских республиках – президентом.

К исполнительным органам государства относятся так же министерства и другие центральные административные учреждения и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов. В федеративных государствах в систему органов государственной власти входят федеральные правительства и правительства субъектов федерации. Так в ФРГ в эту систему входит федеральное правительство и земельные правительства. К ведению последних относится культура, строительство, местные финансы, образование.

Монарх занимает пост главы государства в установленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно и его власть не считается производной от какого либо другого органа или населения. Традиционно монарх рассматривается как суверенный, верховный представитель и верховный носитель государственной власти.

Другое по теме:

Соотношение следственной этики и психологического воздействия
Требования морали наряду с принципами и нормами права служат критериями при решении вопроса о допустимости тактических приемов, применяемых в ходе досудебного следствия. Этичность – важное средство тактического приема, как при его формировании, так и при применении. Тактический прием определяется к ...

Административная ответственность предпринимателя
Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные Административным кодексом, а также отдельными федеральными законами, если эти нарушения по своему характеру не несут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. За совершение админис ...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова
Ст.19 Конституции РМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит: Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом. Аналогичные правовые предп ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru