Юриспруденция » Механизм государственной власти » Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования

Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования

Каждое государство осуществляет свои функции посредством специально созданного государственного аппарата, то есть определенной совокупности государственных органов. Очевидно, что это не простая совокупность всех имеющихся в том или ином государстве органов государственной власти. Можно предположить, что государственный аппарат их состоит из тех органов, которые обладают определенными чертами и свойствами общими именно для этой совокупности и подчеркивающие принадлежность органов к государству, к осуществлению государственной власти. То есть государственные органы имеют определенные особенности, специфические признаки, которые отличают их от других организаций, имеющихся в государстве и обществе.

Среди ученых государствоведов существуют различные взгляды на классификацию и объем данных признаков. Большинство из них подчеркивают, что важнейшими признаками принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий.

Государственно-властные полномочия – это сложное явление, в котором можно выделить три основных элемента:

принятие решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, должностными лицами, на которые распространяется компетенция данного государства;

организация исполнения принятых решений, опирающихся на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и так далее)

охрана принятых решений от нарушений путем принятия различных методов и мер: убеждения, общественного воздействия, а также государственного принуждения.

Следует отметить, что в иной степени органы государства применяют всех эти элементы данных полномочий, взятых в совокупности.

Однако принудительный характер властных полномочий государственного органа, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических и общественных институтов.

В то же время существуют и другие признаки, присущие государственному органу.

Во-первых, орган государства – это определенная организация, организованный коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем, государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином данного государства.

Во-вторых, орган государства образуется в установленном государственном порядке. Однако, следует признать, что порядок образования государственных органов устанавливается не во всех государствах.

В-третьих, государственный орган уполномоченный государством осуществлять его задачи и функции.

В-четвертых, орган государства наделяется с помощью правовых норм определенной компетенцией, которая включает в себя совокупность предметов его ведения и полномочий в отношении этих предметов ведения.

В –пятых, орган государства действует, как правило, в установленном государством порядке.

На основании вышеизложенного можно сказать, что государственный орган это коллектив граждан или гражданами определенного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующей в установленном государственном порядке.

Для государств, имеющих федеративное государственно устройство, характерно использование принципа федерализма, то есть принципа различения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Суть данного принципа заключается в том, что в вопросах формирования государственных органов федерации и ее субъекты самостоятельны.

Другое по теме:

Понятие источников права
В теории государства и права до сих пор нет единого понимания источника права, а также существует проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права». Известный советский юрист С.Ф. Кечекьян писал, что понятие «источник права» «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Нет не т ...

Объекты правоотношений и их виды
Вопрос о понятии, содержании и видах субъектов правоотношений имеет теоретическую и практическую значимость, ибо только наличие объекта вызывает необходимость возникновения и существования самого правоотношения. Отсутствие объекта права лишает смысла существование любого правоотношения. Проблема об ...

Понятие и состав валютных правонарушений
Валютное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютное законодательство РФ предусмотрена юридическая ответственность. Состав валютного правонарушения: Объект правонарушения, субъект право ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru