Юриспруденция » Парламентский контроль исполнительной власти в зарубежных странах » Контроль парламента за правительством в парламентской и президентской республиках

Контроль парламента за правительством в парламентской и президентской республиках

Контроль за правительством по- разному выражается в президентских и парламентских республиках. В президентских республиках контрольные полномочия парламента менее разнообразны, но эффективность их поднимается в связи с отсутствием у правительста полномочий по роспуску парламента. В парламентской республике наоборот расширенные полномочия республике нейтрализуются принадлежащим правом правительству по роспуску парламента.

В отличие от президентской республике в парламентарных республиках, в руках парламента находится ещё одно средство контроля за правительством – постановка вопроса о доверии, точнее, отказ правительству в доверии и вынесение резолюции порицания. Это право обычно принадлежит нижней палате в странах с двухсистемной палатой. Предложение, исходящее от установленного конституцией или регламентом парламента числа депутатов с требованием к правительству уйти в отставку по: мотивам, указанным в резолюции. По резолюции порицания проводится обсуждение с последующим голосованием. Является наиболее сильным контрольным полномочием парламента. Обычно резолюция парламента оговаривается рядом условий — запрещение для тех же депутатов вносить аналогичную резолюцию в течение определенного времени, требование значительного числа подписей под резолюцией и т.п., как например во Франции. Следует отметить, что применение такой формы контроля неэффективно там, где правительство опирается на поддержку парламентского большинства. Кроме того в таких странах вотуму недоверия оно может противопоставить роспуск парламента. Иногда угроза роспуска заставляет депутатов, оказывать поддержку правительственным действиям. В современной парламентской республике уход правительства в отставку в результате вынесения ему вотума недоверия предстовляет собой достаточно редкое явление, и чаще всего его жертвой становится коалиционные правительства (Италия). Вынесение вотума недоверия отдельному министру встречается очень редко. Такие случаи были в Японии и Индии. В президентских же республиках парламент не может быть распущен президентом. Так же и парламент не может вынести недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента). Тем не менее, президент обладает богатым арсеналом средств воздействия на парламент.

Из проделанной работы я могу сделать вывод, что парламентский контроль проявляется в том, что парламент может выразить правительству (отдельному министру) недоверие или отказать ему в доверии, в результате чего правительство будет вынуждено уйти в отставку. Например, согласно Конституции Болгарии, « .если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-председатель подает заявление об отставке правительства» В некоторых странах или в точности парламентских республиках, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента могут быть неоднозначными, т.е. по решению главы государства может последовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. Можно привести в пример РФ, если Гос. Дума выражает недоверие Правительству РФ, то президент РФ либо принимает решение об отставки Правительства, либо не соглашается с решением Гос. Думы, и в случае если Гос, дума в течение 3 х мес. повторно выразит недоверие Правительству, Президент либо объявляет об отставки Правительства либо распускает Гос. Думу. Как видно, с проблемой политической ответственности правительства связан вопрос о роспуске парламента. На практике парламент (палата) распускается в случаях возникновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. Мне кажется такой контроль парламента за действиями правительства, не совсем эффективен, т.к. последнее слово всё- таки остаётся за главой государства. В президентских республиках президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента). Хотя на практике в США процедура импичмента применялась шестнадцать раз (в отношении двух Президентов, одного сенатора, одного министра, двенадцати федеральных судей) и только в семи случаях Сенат вынес решение о виновности должностного лица. Последний раз в 1936 г. суду импичмента был подвергнут и признан виновным федеральный судья Х. Риттер. В семи случаях процедура импичмента возбуждалась, но по разным причинам была прервана.

Другое по теме:

Предмет диверсии по уголовному кодексу РФ
Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ. Предметом диверсии являются перечисленные в ст. 281 УК материальные объекты, относящиеся к любой форме собственности. Прежде всего, ими становятся объекты энергетики, оборонной промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного, ...

Подведомственность и подсудность дел по защите трудовых прав
Критериями разграничения подведомственности являются: субъектный состав, характер материально-правового спора, указание в самом законе об отнесении дела к подведомственности судов общей юрисдикции или арбитражных судов и другие в зависимости от правовой ситуации. Согласно ст. 391 ТК РФ непосредстве ...

Нормативно-правовой акт как основной источник права Российской Федерации
Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, ра ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru