Юриспруденция » Парламентский контроль исполнительной власти в зарубежных странах » Контроль парламента за правительством в парламентской и президентской республиках

Контроль парламента за правительством в парламентской и президентской республиках

Контроль за правительством по- разному выражается в президентских и парламентских республиках. В президентских республиках контрольные полномочия парламента менее разнообразны, но эффективность их поднимается в связи с отсутствием у правительста полномочий по роспуску парламента. В парламентской республике наоборот расширенные полномочия республике нейтрализуются принадлежащим правом правительству по роспуску парламента.

В отличие от президентской республике в парламентарных республиках, в руках парламента находится ещё одно средство контроля за правительством – постановка вопроса о доверии, точнее, отказ правительству в доверии и вынесение резолюции порицания. Это право обычно принадлежит нижней палате в странах с двухсистемной палатой. Предложение, исходящее от установленного конституцией или регламентом парламента числа депутатов с требованием к правительству уйти в отставку по: мотивам, указанным в резолюции. По резолюции порицания проводится обсуждение с последующим голосованием. Является наиболее сильным контрольным полномочием парламента. Обычно резолюция парламента оговаривается рядом условий — запрещение для тех же депутатов вносить аналогичную резолюцию в течение определенного времени, требование значительного числа подписей под резолюцией и т.п., как например во Франции. Следует отметить, что применение такой формы контроля неэффективно там, где правительство опирается на поддержку парламентского большинства. Кроме того в таких странах вотуму недоверия оно может противопоставить роспуск парламента. Иногда угроза роспуска заставляет депутатов, оказывать поддержку правительственным действиям. В современной парламентской республике уход правительства в отставку в результате вынесения ему вотума недоверия предстовляет собой достаточно редкое явление, и чаще всего его жертвой становится коалиционные правительства (Италия). Вынесение вотума недоверия отдельному министру встречается очень редко. Такие случаи были в Японии и Индии. В президентских же республиках парламент не может быть распущен президентом. Так же и парламент не может вынести недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента). Тем не менее, президент обладает богатым арсеналом средств воздействия на парламент.

Из проделанной работы я могу сделать вывод, что парламентский контроль проявляется в том, что парламент может выразить правительству (отдельному министру) недоверие или отказать ему в доверии, в результате чего правительство будет вынуждено уйти в отставку. Например, согласно Конституции Болгарии, « .если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-председатель подает заявление об отставке правительства» В некоторых странах или в точности парламентских республиках, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента могут быть неоднозначными, т.е. по решению главы государства может последовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. Можно привести в пример РФ, если Гос. Дума выражает недоверие Правительству РФ, то президент РФ либо принимает решение об отставки Правительства, либо не соглашается с решением Гос. Думы, и в случае если Гос, дума в течение 3 х мес. повторно выразит недоверие Правительству, Президент либо объявляет об отставки Правительства либо распускает Гос. Думу. Как видно, с проблемой политической ответственности правительства связан вопрос о роспуске парламента. На практике парламент (палата) распускается в случаях возникновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. Мне кажется такой контроль парламента за действиями правительства, не совсем эффективен, т.к. последнее слово всё- таки остаётся за главой государства. В президентских республиках президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента). Хотя на практике в США процедура импичмента применялась шестнадцать раз (в отношении двух Президентов, одного сенатора, одного министра, двенадцати федеральных судей) и только в семи случаях Сенат вынес решение о виновности должностного лица. Последний раз в 1936 г. суду импичмента был подвергнут и признан виновным федеральный судья Х. Риттер. В семи случаях процедура импичмента возбуждалась, но по разным причинам была прервана.

Другое по теме:

Права несовершеннолетних детей
К личным (неимущественным) правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя; отчество и фамилию. Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из самых ...

Виды конституционно-правовых отношений
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения. 1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют: ...

Юридические факты: понятие и виды
Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства (поступки, состояния, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты охватываются гипотезой правовой нормы, которая устанавливает те обстоятельства, при наличии которых ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru