• принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
• имеет высшую юридическую силу и верховенство относительно других источников права;
• принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
• регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;
• должен отражать волю и интересы общества в целом;
• исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления индивидуально-властных предписаний).
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций.
К числу конституционных федеральных законов относятся:
- конституция (как основной политико-правовой акт страны);
- законы, которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;
- законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.
Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.
Наиболее распространенным видом законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного).
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы, кодексы) и текущие. К кодификационным в первую очередь относятся Основы (основные начала) и законодательства РФ и Кодексы.
Глоссарий
|
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
|
1 |
2 |
3 |
|
Государственная власть |
способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение | |
|
Государство |
политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории | |
|
Закон |
принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни | |
|
Источник (форма) права |
способ объективирования государством (выражения вовне) норм права | |
|
Кодекс |
закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений | |
|
Норма права |
веление выраженное в виде общего государственно-властного предписания, общеобязательное, формально-определенное, закрепляющее права и обязанности субъектов и регулирующее определенный виде общественных отношений. | |
|
Нормативный правовой акт |
письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума), по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера | |
|
Право |
система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер | |
|
Принципы права |
руководящие, основополагающие начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе | |
|
Правовое регулирование |
целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств | |
|
Федеративное государство |
государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти |
Субъект и субъективная сторона незаконного
предпринимательства
Согласно ст. 20 УК РФ субъектом незаконного предпринимательства является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет на момент совершения преступления. Это может быть как российский, так и иностранный гражданин, а также лица без гражданства, занимающиеся на территории Российской Федерации ...
Понятие контроля в системе государственной службы
РФ
Государственный контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Контроль за расходами отдельных гражда ...
Формы контроля за правительством Национального собрания
Франции
Парламент Франции состоит из двух палат Национального собрания и Сената. Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст. 156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламент ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.