Юриспруденция » Роль политической конкуренции в современных теориях демократии » Политическая конкуренция в плюралистической демократии

Политическая конкуренция в плюралистической демократии

Страница 1

Политическая конкуренция и политический рынок в современном российском обществе становятся важными характеристиками социальной реальности. Ключевой механизм политической конкуренции – это избирательный механизм, основанный на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании – свободные и честные выборы представителей граждан в избираемые органы государственной и местной власти. Именно политическая конкуренция и ее постоянная динамика обеспечивают социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость демократической политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию. Характер и динамика политической конкуренции напрямую связаны и определяются тем, как соблюдаются и защищаются политические права и свободы граждан, их права во взаимоотношениях с государством на формирование органов государственной и местной власти, на контроль и участие в деятельности этих органов в управлении делами государства.

Соответственно, политическая конкуренция в условиях плюрализма является одним из важнейших демократических институтов общества, интегрируя в себе множество показателей, отражающих положение дел в обществе: она непосредственно связана с механизмами избирательного процесса, с формами политической мобилизации, со способами социального контроля над действиями властей. Таким образом, характер политической конкуренции становится наиболее точным индикатором степени демократичности политических процессов.

С политической конкуренцией тесно связан феномен политического рынка. Политический рынок как неотъемлемая часть демократического общества – это рынок политических идей, программ, а также партий, движений и лидеров, выражающих эти идеи и программы. В определенный период времени (смена парламента, президента), а также в определенных политических, социально-экономических ситуациях массами могут быть призваны те или иные идеи и стоящие за ними политики. Предвыборная борьба идей, программ, политиков суть политического рынка. Современная модель политического процесса имеет ту особенность, что соревнуются

не идеи, не программы партий, а личности, по сути, имиджи.

Социально-философская теория политического рынка имеет свою историю. Еще в 1962 г.Ю. Хабермас в своей концепции описывал активность участников избирательной кампании как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг. Данная концепция и по сей день остается актуальной, получив подтверждение своей эвристичности в странах «новой демократии».

Центральным понятием социологии политики П. Бурдье выступает «политическое поле» — «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства».

Й. Шумпетер видел сущность современного «народовластия» в конкурентном лидерстве групп влияния на государственном и межгосударственном уровнях.

При этом формирование рынка социальных и политико-управленческих технологий приводит к качественному изменению политического рынка в целом, что проявляется в «виртуализации» политической жизни и стирании границ между организационно-функциональным и знаково-символическим взаимодействием политических субъектов, а также в появлении принципа «инвестиционной воронки», который заключается в вынужденном участии того или иного автора рынка в политических кампаниях конкурентов. Такое участие обусловлено не столько собственными целями и задачами политической деятельности данного автора, сколько необходимостью сохранять и удерживать имеющиеся ресурсы общественного влияния от притязаний конкурентов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Принципы производства по делам об административном правонарушении - это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодатель ...

Особенности ответственности учреждений
Так же, как и самостоятельная деятельность, приносящая доход, одной из особенностей, характеризующей учреждения, является характер их ответственности. Помимо общих условий гражданско-правовой ответственности, характеризующих любое юридическое лицо, учреждения обладают рядом особенностей, отличающих ...

Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Признанные недействительными записи в ЕГРП самостоятельно органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, не погашаются. Если сторонами в суде вопрос о применении последствий недействительной сделки не ставится и в решении суда о признании договора недействительным не указано, подлежит ли ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru